Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. глобальное самоотношение;
  2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважениешкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Текст опросника
  1. 1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

  2. 2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

  3. 3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

  4. 4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

  5. 5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

  6. 6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

  7. 7. Мое «Я» всегда мне интересно.

  8. 8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

  9. 9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.

  10. 10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

  11. 11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

  12. 12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

  13. 13. Я сам хотел во многом себя переделать.

  14. 14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

  15. 15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

  16. 16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

  17. 17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

  18. 18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  19. 19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

  20. 20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  21. 21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

  22. 22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

  23. 23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  24. 24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

  25. 25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

  26. 26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

  27. 27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

  28. 28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

  29. 29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

  30. 30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  31. 31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

  32. 32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

  33. 33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

  34. 34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.

  35. 35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.

  36. 36. Временами я сам собой восхищаюсь.

  37. 37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  38. 38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

  39. 39. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.

  40. 40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  41. 41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  42. 42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

  43. 43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.

  44. 44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

  45. 45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  46. 46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.

  47. 47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

  48. 48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

  49. 49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

  50. 50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

  51. 51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

  52. 52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  53. 53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

  54. 54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

  55. 55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

  56. 56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

  57. 57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

Ключ для обработки:

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная):
«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«–»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I):
«+»: 2, 23, 53, 57.
«–»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II):
«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III):
«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.
«–»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV):
«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.
«–»: 14, 51.

Шкала самоуверенности (1):
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«–»: 38, 39, 41.

Шкала отношения других (2):
«+»: 1, 5, 10, 52, 55.
«–»: 32, 44.

Шкала самопринятия (3):
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54.
«–»: 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
+»: 50, 57.
«–»: 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
«–»:

Шкала самоинтересса (6):
«+»:17, 20, 33.
«–»: 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7):
«+»: 53.
«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%) Фактор S
«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0 16 74,33
1 0,67 17 80,00
2 3,00 18 85,00
3 5,33 19 88,00
4 6,33 20 90,67
5 9,00 21 93,33
6 13,00 22 96,00
7 16,00 23 96,67
8 21,33 24 98,00
9 26,67 25 98,33
10 32,33 26 98,67
11 38,33 27 99,67
12 49,00 28 99,67
13 55,33 29 100,00
14 62,67 30 100,00
15 69,33    

Фактор I Фактор II
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 1,67 0 0,33
1 4,00 1 3,67
2 6,00 2 9,00
3 9,33 3 16,00
4 16,00 4 21,67
5 25,33 5 28,00
6 44,67 6 37,33
7 34,00 7 47,00
8 58,67 8 58,00
9 71,33 9 69,67
10 80,00 10 77,33
11 86,67 11 86,00
12 91,33 12 90,67
13 96,67 13 96,67
14 99,67 14 98,33
15 100,00 15 99,67
    16 100,00

Фактор III
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,00 7 17,67
1 0,00 8 27,33
2 0,67 9 39,67
3 1,00 10 53,00
4 3,33 11 72,33
5 6,00 12 91,33
6 9,00 13 100,00

Фактор IV Фактор 1
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,67 0 3,77
1 2,00 1 7,33
2 5,33 2 16,67
3 16,00 3 29,33
4 29,00 4 47,67
5 49,67 5 65,67
6 71,33 6 81,33
7 92,33 7 92,33
8 100,00 8 100,00

Фактор 2 Фактор 3
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,00 0 2,67
1 0,67 1 7,67
2 3,67 2 16,67
3 7,33 3 34,33
4 15,00 4 50,67
5 32,00 5 70,67
6 51,33 6 89,67
7 80,00 7 100,00
8 100,00    

Фактор 4 Фактор 5
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 3,00 0 1,67
1 9,67 1 4,67
2 25,67 2 15,00
3 38,33 3 27,67
4 60,33 4 43,33
5 79,67 5 60,67
6 92,00 6 81,67
7 100,00 7 96,67
    8 100,00

Фактор 6 Фактор 7
«сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %)
0 0,67 0 4,33
1 3,00 1 21,33
2 11,33 2 43,33
3 20,00 3 68,67
4 34,33 4 83,67
5 54,67 5 94,00
6 80,00 6 99,33
7 100,00 7 100,00
Значение показателя:
  • меньше 50 – признак не выражен;
  • 50-74 – признак выражен;
  • больше 74 – признак ярко выражен.

Просмотров: 49960
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Диагностика личности




Другие новости по теме:

  • 7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
  • Адаптация личности к новой социокультурной среде (Тест Л.В. Янковского)
  • Анкета В.Ю. Рыбникова Прогноз-2
  • Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  • Балл (score)
  • Выявление структуры темперамента с помощью опросника Русалова
  • Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)
  • Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика – Келлермана – Конте
  • Исследование профессиональной направленности личности учителя
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Ключ к тесту
  • Ключи к СМИЛ. Базисные шкалы
  • Методика «Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (Ю.Л. Ханин, 1989)
  • Методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
  • Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора
  • Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности (Crowne-Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS)
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл)
  • Распределение тестовых баллов
  • Самопрезентация
  • Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)
  • Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированная В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько
  • Шкала депрессии Бека (BDI)
  • Шкалы лжи
  • Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь