Методика «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал. Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Материал к методике Шифр
  • А. Овца – стадо
  • Б. Малина – ягода
  • В. Море – океан
  • Г. Свет – темнота
  • Д. Отравление – смерть
  • Е. Враг – неприятель
  1. Испуг – бегство     А Б В Г Д Е
  2. Физика – наука     А Б В Г Д Е
  3. Правильно – верно     А Б В Г Д Е
  4. Грядка – огород     А Б В Г Д Е
  5. Пара – два     А Б В Г Д Е
  6. Слово – фраза     А Б В Г Д Е
  7. Бодрый – вялый     А Б В Г Д Е
  8. Свобода – воля     А Б В Г Д Е
  9. Страна – город     А Б В Г Д Е
  10. Похвала – брань     А Б В Г Д Е
  11. Месть – поджог     А Б В Г Д Е
  12. Десять – число     А Б В Г Д Е
  13. Плакать – реветь     А Б В Г Д Е
  14. Глава – роман     А Б В Г Д Е
  15. Покой – движение     А Б В Г Д Е
  16. Смелость – геройство     А Б В Г Д Е
  17. Прохлада – мороз     А Б В Г Д Е
  18. Обман – недоверие     А Б В Г Д Е
  19. Пение – искусство     А Б В Г Д Е
  20. Тумбочка – шкаф     А Б В Г Д Е
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
Оценка
Оценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Кол-во правильных ответов 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6
Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательного анализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наиболее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада – мороз».


Просмотров: 14012
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • 2. Общая структура обследования методика «SCHOOL»
  • Барюка тест
  • Диагностика кратковременной слуховой памяти
  • Диагностика памяти
  • Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)
  • Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу
  • Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы
  • Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова)
  • Методика «Выявление общих понятий»
  • Методика «Группировка»
  • Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Определение типа памяти» у младших школьников
  • Методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной
  • Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)
  • Методика на выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала
  • Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
  • Методика проведения исследования
  • Описание заданий раздела 2 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Описание заданий раздела 3 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Описание заданий раздела 9 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
  • С.Х. Сафонова Методика «Исключение понятий»
  • Тест «Таблицы Шульте»
  • Тест «установление закономерностей»
  • Тест идей
  • Тест Мюнстерберга на восприятие
  • Тесты критериально-ориентированные
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) Описание теста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь