Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект;
2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего;
3 степень – 25-74% – интеллект средний;
4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего;
5 степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
Серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
Серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
Серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
Серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5
Таблица пересчета баллов
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сумма очков за правильные ответы 143 129-142 115-128 101-114 87-100 73-86 59-72 45-58 44
Нормальная композиция очков
Ожидаемое число очков по каждой серии Серия Сумма очков
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
A 6 8 9 10 10 10 10 11 11 12
B 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11
C 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11
D 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11
E 0 0 0 1 2 3 4 5 7 10

Стимульный материал


Просмотров: 11405
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • «S-тест»
  • «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)
  • Изучение непроизвольной и произвольной памяти
  • Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции
  • Изучение самооценки детей
  • Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности
  • Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы
  • Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)
  • Методика «Вырежи фигуры»
  • Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми»
  • Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»
  • Методика «Изучение осознания мотивационных предпочтений»
  • Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской
  • Методика «Фигуры Готтшальдта»
  • Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
  • Описание заданий раздела 7 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • Поведение потребителей
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A – Стимульный материал
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия B – Стимульный материал
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия C – Стимульный материал
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия D – Стимульный материал
  • Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия E – Стимульный материал
  • Рубин (Rubin) Эдгар Джон (06.09.1886 – 03.05.1951)
  • Сложнокоординационная проба
  • Тест «Классификация»
  • Тест Когана
  • Тест Липпмана «Логические закономерности»
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности
  • Тест Определение общих способностей Айзенка
  • Тесты интеллекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь