Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)

Психологический климат первичного подразделения организации понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов этого подразделения к подразделению и организации как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном подразделении», «желание — нежелание общаться с членами подразделения в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов подразделения». Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 минут.

Тестовый материал

Инструкция: «Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо внимательно прочитать варианты ответа, выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению, а затем поставить знак «+» против выбранного вами ответа.

  1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
    • большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди;
    • в нашем коллективе есть всякие люди;
    • большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные.
  2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга:
    • нет, конечно;
    • скорее нет, чем да;
    • не знаю, не задумывался над этим;
    • скорее да, чем нет;
    • да, конечно.
  3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
    – деловых качеств большинства членов коллектива
    • да;
    • пожалуй, да;
    • не знаю, не задумывался над этим;
    • пожалуй, нет;
    • нет.
    – личных качеств большинства членов коллектива
    • да;
    • пожалуй, да;
    • не знаю, не задумывался над этим;
    • пожалуй, нет;
    • нет.
  4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который вам очень не нравится. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись:
    • это бы меня вполне устроило;
    • не знаю, не задумывался над этим;
    • это бы меня совершенно не устроило.
  6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
    • нет, не смог бы;
    • не могу сказать, не задумывался над этим;
    • да, смог бы.
  7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива:
    • да, конечно;
    • скорее да, чем нет;
    • затрудняюсь ответить;
    • скорее нет, чем да;
    • нет, конечно».

Обработка результатов. Анализ данных, полученных при использовании методики, стандартизован и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами (на опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5 и 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем третий вопрос содержит два вопроса). Ответ на каждый вопрос принимает только одну из возможных форм: +1; –1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

  • положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);
  • отрицательная оценка, содержащая три ответа – отрицательные, а любым другим знаком);
  • неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в следующую таблицу, в каждой клетке которой должен стоять один из трех знаков: +; –; 0.

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента.

Участники опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
1.      
2.      
3.      
...      
       
n      

где 2(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце, 2(–) – количество отрицательных ответов, n – число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от –1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой, классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от –1 до +1) делится на три равные части: от –1 до –0,33; от –0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, в третий – положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

  • полностью положительное;
  • положительное;
  • полностью отрицательное;
  • отрицательное;
  • противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем – как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.


Просмотров: 12059
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Профориентационные методики




Другие новости по теме:

  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • 7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
  • 7.4.3. Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Детский коллектив
  • Коллектив
  • Методика «Семантический дифференциал»
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Методика «Стиль управления»
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора
  • Определение психологического климата в организации
  • Педагогический коллектив
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Понятие трудового коллектива
  • Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
  • Психологический климат
  • Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
  • Развитие коллектива
  • Роль тренера в спортивном коллективе
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологический климат
  • Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
  • Структура трудового коллектива
  • Сущность социально-психологического климата
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
  • Формальная (функциональная) структура
  • Формирование коллектива



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь