Определение психологического климата в организации

В основе этой методики лежит специфический вид опроса, в котором участвуют все члены того или иного подразделения. Каждому из них дается опросный лист, содержащий 74 суждения. Номера суждений, имеющих отношение к исследуемому коллективу, обводятся в опросном листе. Причем все опрашиваемые предупреждаются, что обводить суждения можно лишь в том случае, когда зафиксированная в суждении форма поведения соответствует всем или большинству членов коллектива.

Список суждений
  1. Свои слова всегда подтверждают делом.
  2. Осуждают проявления индивидуализма.
  3. Имеют одинаковые убеждения.
  4. Радуются успехам друг друга.
  5. Всегда оказывают помощь друг другу.
  6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.
  7. Знают задачи, стоящие перед коллективом.
  8. Требовательны друг к другу.
  9. Все вопросы решают сообща.
  10. Единодушны в оценке стоящих перед коллективом проблем.
  11. Доверяют друг другу.
  12. Делятся опытом работы с членами коллектива.
  13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
  14. Знают итоги работы коллектива.
  15. Никогда и ни в чем не ошибаются.
  16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.
  17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
  18. Занимаются на досуге одним и тем же.
  19. Защищают друг друга.
  20. Всегда считаются с интересами друг друга.
  21. Заменяют друг друга в работе.
  22. Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
  23. Работают с полной отдачей сил.
  24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
  25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.
  26. Помогают друг другу.
  27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
  28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
  29. Знают правила поведения в коллективе.
  30. Никогда и ни в чем не сомневаются.
  31. Не бросают начатое дело на полпути.
  32. Отсутствуют принятые в коллективе нормы поведения.
  33. Одинаково оценивают успехи коллектива.
  34. Искренне огорчаются при неудаче товарищей.
  35. Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
  36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.
  37. Знают свои обязанности.
  38. Сознательно подчиняются дисциплине.
  39. Верят в свой коллектив.
  40. Одинаково оценивают неудачи коллектива.
  41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.
  42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
  43. Быстро находят между собой общий язык.
  44. Знают основные приемы и методы работы.
  45. Всегда и во всем правы.
  46. Общественные отношения ставят выше личных.
  47. Поддерживают полезные для коллектива начинания.
  48. Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
  49. Доброжелательно относятся друг к другу.
  50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
  51. Берут на себя руководство, если требуется.
  52. Знают работу товарищей.
  53. По-хозяйски относятся к общественному добру.
  54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
  55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
  56. Уважают друг друга.
  57. Тесно сотрудничают с членами другого кол-ва
  58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
  59. Знают черты характера друг друга.
  60. Умеют делать все на свете.
  61. Ответственно выполняют любую работу.
  62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
  63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.
  64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
  65. Радуются успехам членов другого коллектива.
  66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
  67. Знают привычки и склонности друг друга.
  68. Активно участвуют в общественной работе.
  69. Заботятся об успехах коллектива.
  70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
  71. Внимательно относятся друг к другу.
  72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
  73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
  74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

Суждения характеризуют наиболее важные поведение и отношения, которые должны присутствовать в идеальном коллективе. В целом они задают эталон идеального коллектива, в котором все участники проявляют сверхнормативную активность.

Процедура опроса может проводиться и по-иному. Исследователь зачитывает все суждения по очереди, а каждый участник опроса проставляет на чистом листке бумаги номера тех суждений, которые, по его мнению, соответствуют всем или большинству коллектива.

После проведения опроса данные собираются и обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 15, 30, 45, 60, показывают степень развития наиболее важных семи характеристик развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы:

  • ответственность (1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53, 61, 68);
  • коллективизм (2, 9, 17, 24, 32, 39, 47, 54, 62, 69);
  • сплоченность (3, 10, 18, 25, 33, 40, 48, 55, 63, 70);
  • контактность (4, 11, 19, 26, 34, 41, 49, 56, 64, 71);
  • открытость (5, 12, 20, 27, 35, 42, 50, 57, 65, 72);
  • организованность (6, 13, 21, 28, 36, 43, 51, 58, 66, 73);
  • информированность (7, 14, 22, 29, 37, 44, 52, 59, 67, 74).

Приведенные выше данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат избранного для изучения коллектива:


Просмотров: 15477
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Общение и межличностные отношения




Другие новости по теме:

  • 10.4. Межличностные взаимоотношения в спорте
  • Взаимодействие формальных и неформальных групп
  • Восприятие и понимание людьми друг друга
  • Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
  • Детский коллектив
  • Коллектив
  • Конкурирующие черты характера человека
  • Личность и коллектив
  • Методика «Стиль управления»
  • Неприязненные отношения между людьми
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Неформальная обстановка общения психолога-консультанта с клиентом
  • Основные разновидности стиля руководства
  • Педагогический коллектив
  • Поведение тренера при конфликтной ситуации в спортивной группе
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Понятие трудового коллектива
  • Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
  • Психологическая дистанция между психологом-консультантом и клиентом
  • Психологический климат
  • Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
  • Развитие коллектива
  • Роль тренера в спортивном коллективе
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологический климат
  • Структура трудового коллектива
  • Формальная (функциональная) структура
  • Формирование коллектива
  • Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь