«Необходимо создать такую систему обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника… в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются… в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе». Л.С. Выготский
Цель образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с определёнными особенностями в развитии. Совместное обучение обычных детей и детей с проблемами в развитии — это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать конспект
Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. Данные дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде
В МБДОУ «Детский сад № 164» города Чебоксары организована система комплексного сопровождения специалистов, ведется работа над созданием благоприятной среды для детей с ОВЗ.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные методы психолого-педагогического сопровождения, действуют в междисциплинарной команде.
Тьютор Аржанцева М.А. в течение всего пребывания ребенка в детском саду находится рядом с ним. Основными направлениями тьюторской работы являются: создание комфортных условий для нахождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ, его социализации; помощь в освоении образовательной программы; координация работы педагогического коллектива и родителей.
Создаются благоприятные условия специальной развивающей среды, включая предметно – развивающую среду. На начальном этапе пребывания ребенка в детском саду была разработана индивидуальная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы, в которой учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. На основании разработанной программы были составлены индивидуальные планы психолого-педагогического сопровождения тьютора, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Осуществляется и реализация задач индивидуального образовательного маршрута коррекционно – развивающей работы комплексно всеми специалистами. Тьютор реализует задачи по всем областям разработанной программы:
- осуществляет присмотр и уход, так как у ребенка не сформированы навыки самообслуживания, он нуждается в постоянной помощи в отправлении естественных потребностей, в процессе переодевания и т.д.
- осуществляет процесс кормления, оказывает помощь в процессе приема пищи, обучает приемам владения ложкой;
- оказывает сопровождение подгрупповых занятий с педагогом – психологом;
- оказывает сопровождение организованных воспитателями видов деятельности, в т. ч. Занятий по физическому развитию:
- ежедневно проводит массаж ступни и пальцев ног для активизации рецепторов;
- ежедневно проводит дидактические игры на развитие мелкой моторики ног, а также развитие графомоторных навыков;
- совместно с воспитателем проводит закаливающие процедуры (босохождение по ортопедическим коврикам разной структуры);
- создает благоприятные условия для укрепления здоровья, развития движений и физических качеств, овладения ребенком основными жизненно важными двигательными умениями и навыками коррекцией и компенсацией двигательного дефекта;
- осуществляет ежедневную работу с родителями, проводит беседы, консультации, где рассказывает о достижениях ребенка, его потенциальных возможностях, в связи с этим делится о планах дальнейшей стратегии коррекционной работы;
- вместе с родителями осуществляет связь с социумом;
- регулярно докладывает администрации о результатах деятельности или возникающих проблемах для их решения.
Хочется отметить, что сегодня мальчик самостоятельно принимает пищу под присмотром тьютора, практически самостоятельно переодевает легкую одежду. Эти навыки сформированы в процессе ежедневных многократных тренировок естественным образом в режимных моментах.
Ведется преемственность воспитательного процесса с родителями ребенка, оказывается помощь в социализации ребенка в общество. Ребенок регулярно тренируется в бассейне, в секции тхеквандо, проявляет успехи в рисовании, занимает призовые места в городских и международных конкурсах.
Родители ребенка с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в обучении и развитии ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения.
Благодаря целенаправленной совместной работе педагогического персонала, ребенок, включенный в образовательный процесс, показывает положительную динамику в развитии, адаптирован и принят детской группой, с желанием посещает детский сад.
Тьюторское сопровождение в ДОУ №164 направлено на создание условий всестороннего развития ребенка с ОВЗ, что открывает возможность для его позитивной социализации и личностного развития.
|