Маликова Светлана Григорьевна. Формирование ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения

Маликова Светлана Григорьевна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Настенька» г. Абакан.

Аннотация: Педагогические технологии, применяемые в дошкольной педагогике, формируют компетенции дошкольника и напрямую зависят от компетенции самого педагога. Поэтому, считаю важным уделять большое внимание новым педагогическим технологиям, саморазвитию и самообразованию педагога.

Ключевые слова: компетенция, технология, проблемное обучение, метод проектов, информационная технология.

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности — это компетентность.

 

Целью ДОУ становится необходимость формирования ключевых компетентностей. Это универсальные способы деятельности, при освоении которых, ребёнок понимает ситуацию и достигает желаемых результатов. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов. Применяя компетентностный подход во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога и ребёнка, воспитатель подготавливает ребёнка к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем. Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии детского сада и семьи. С этой целью провожу родительские собрания по различным проблемам, день открытых дверей, анкетирование родителей, беседы и консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы и т.д. Компетентностный подход подразумевает изменение различных компонентов, включенных в образовательный процесс- это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля.

Диагностика, проводимая в начале и конце учебного года, позволяет отследить, насколько качественно был организован процесс обучения и сравнить успехи ребёнка сегодня и в прошлом. Увидеть прогресс в развитии тех или иных навыков и компетенций. Контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса и не имеет самостоятельных целей. Мониторинг осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни, в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в процессе бесед, совместных игр, продуктивной деятельности. На мой взгляд, это обеспечивает объективность и точность получаемых данных. Мной ведётся электронная карта развития ребёнка, где отражаются результаты по всем видам деятельности. На основе анализа результатов оценки корректирую свою педагогическую деятельность. Педагогическая диагностика помогает мне в создании оптимальных благоприятных условий для развития каждого ребёнка. Позволяет понять, все ли образовательные потребности ребёнка удовлетворяются в полном объёме, обеспечивается ли переход в процессе образования из «зоны ближайшего развития» конкретного ребёнка в «уровень актуального развития». В конце учебного года провожу итог работы с детьми. При обнаружении низкого уровня усвоения программы некоторыми детьми, определяю возможные причины (неэффективное сочетание созданных условий для образовательного процесса, непродуктивность тех или иных методов и приёмов). В начале следующего учебного года, на основании анализа итогов предыдущего года, составляется скорректированная траектория индивидуального развития, в которой прописываются: основные дидактические задачи, дидактические и развивающие игры и упражнения, количество занятий, повторы, дата проведения, методическая литература.

Считаю, что ключевые направления совершенствования контрольно-оценочной системы в ДОУ, заключаются в необходимости оценивать индивидуальный творческий компонент, ведь каждый ребёнок в образовательном процессе движется по своей индивидуальной траектории, поэтому оценивать всех детей по единым критериям невозможно.

Современная система образования должна создавать условия для социальной ситуации развития мышления, умения сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Поэтому совершенствуются педагогические методы обучения. В числе инновационных педагогических технологий можно рассматривать технологию проблемного обучения. Технология проблемного обучения достаточно изучена и описана в трудах известных педагогов и психологов, доказана её значимость в развитии познавательно- исследовательских и творческих способностей детей.

Я поставила перед собой цель: создание модели развития ребенка с помощью технологии проблемного обучения. Для достижения данной цели я поставила задачи: изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; показать возможность развития способностей и творческого потенциала детей с помощью технологии проблемного обучения; разработать дидактические ресурсы для реализации модели. При реализации поставленных задач, мной был проведен мониторинг образовательной деятельности, была составлена и проведена диагностика для выявления уровня развития способностей и творческого потенциала детей. Разработана данная диагностика на основе педагогической диагностики в подготовительной группе, с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. [1, с. 22]. Критериями оценки были приняты: интерес к данному виду деятельности, стремление к получению новых знаний и умений, мотивация к успеху в различных видах деятельности (в том числе в соревновательных заданиях), умение создавать, составлять, придумывать новое, а также учтены и оценены условия, созданные педагогом для социальной ситуации развития. [1, с. 18].

Мной была разработана модель развития способностей и творческого потенциала ребенка с помощью технологии проблемного обучения.. [2, с.1]. Целью модели является: организация образовательного процесса с использованием технологии проблемного обучения. Были определены задачи, формы, принципы работы. На начальном этапе, на практике был применён монологический метод обучения. В нем осуществлялось не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций с целью поддержания интереса, чем проблемное обучение в данном случае и ограничивалось. В дальнейшем, в работу вводился рассуждающий и диалогический этап. Здесь перед собой я поставила задачу привлечь детей к мысленному анализу проблемных ситуаций. Дети впервые столкнулись с ними. В результате, у них повысился интерес и они стали пробовать рассуждать, решая проблемные ситуации вместе с воспитателем, активно участвовали в постановке проблемы, пытались выдвигать предположения, самостоятельно доказать свои гипотезы. В дальнейшем действия детей приобрели более самостоятельный характер, они учились не только решать проблему, но и пытались ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности. Важным компонентом являются приёмы создания проблемных ситуаций такие как: одновременное предъявление противоречивых фактов или точки зрения; столкновение разных мнений детей вопросом или практическим заданием; предложение практического задания, не выполнимого вообще. Работа проводилась в различной форме, такой как: разрешение проблемных ситуаций, нахождение ответов на проблемные вопросы в зонах экспериментирования и зонах открытий, совместная и самостоятельная деятельность детей и непосредственно-образовательная деятельность. Всё это создало необходимые условия для развития умений детей самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. У дошкольников повысился эмоциональный отклик на процесс познания, мотивация к достижению успехов, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Это в свою очередь способствовало развитию творческих способностей детей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизировало мышление.

Таким образом, использование данной технологии актуально в настоящее время. Проблемное обучение является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…».

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений воспитанниками происходит в процессе выполнения проекта. «Учебный творческий проект» — самостоятельная, творческая, завершенная работа ребёнка, которая соответствует его возрастным возможностям и выполненная с обобщенным алгоритмом проектирования: от выдвижения идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы дошкольника над проектом является новый продукт, опыт или знания, приобретенные самостоятельно. Я уже нескольких лет применяю метод проектов в процессе образовательной деятельности. Так, дети, овладевая проектной деятельностью, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике в ходе выполнения проекта «Почему зайчик солнечный?», «Мой дом- крепость» и т.д.

Образовательная деятельность с использованием информационных технологий становится наиболее интересной для детей, а поэтому становится более эффективное усвоение знаний воспитанниками, улучшается уровень наглядности. Достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы), но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора ребят я использую презентации, видеофильмы, которые составляю как сама, так и с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернета. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного и проверить знания тоже проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает образовательную деятельность увлекательной, а следовательно, запоминающейся.

Именно поэтому при активном использовании информационно — компьютерной технологии в ДОУ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать вывод и принимать решение, что повышает интерес к образовательной деятельности.

Игровые технологии. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии. Игровая деятельность, включает сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования и коллекционирования. Игра даёт возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна для ребёнка как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Комплексное использование игровых технологии в учебном и воспитательном процессах улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность дошкольников.

Считаю, ограничение применения той или иной технологии заключается в некомпетентности педагога. По мере роста компетенции и самообразования расширяется спектр применяемых технологий.

Список литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.
  2. Технологии проблемного обучения:
  3. Кременец М,С. Пректный метод обучения:
Просмотров: 442
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Горбачева Марина Витальевна. Интерактивные технологии обучения в ДОУ, как метод реализации новых ФГОС
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • И. В. Курбатова, И. В. Воробьева,. Технология проблемного обучения дошкольников
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ларина Олеся Петровна. Дидактическое средство развития/саморазвития ребёнка в технологии «лэпбук» по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Кветкина Елена Юрьевна. Методическое описание использования технологии интегрированного обучения на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
  • Кокорева Екатерина Николаевна. STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей
  • Елистратова Н. А. Использование современных методов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для развития у детей дошкольного возраста актерских способностей и интереса к театральному искусству.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Шехмаметьева Раися Шамилевна. Технология проблемного обучения в ДОУ
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Чугай Татьяна Ивановна. Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Иванова Нина Иннокентьевна. Применение технологии проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Пальцева Елена Владимировна. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проект сюжетно-ролевой игры «Потерялся в торговом центре» с детьми подготовительной к школе группе»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников
  • Черакшева Галина Павловна. Современные игровые технологии обучения в ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь