Нина Кожина. Родительское собрание 'Воспитание любознательности средствами природы' старшая группа

Родительское собрание Воспитание любознательности средствами природы старшая группаПлан-конспект родительского собрания
Форма родительского собрания: круглый стол.
Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.
Структура:
1. Подготовительный этап
Беседа на тему: «Воспитание любознательности средством природы» (приложение 1)
Подготовить перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников средствами природы по количеству родителей или 1 экземпляр на двоих (приложение 2)
Подготовить материалы к выставке по теме собрания (художественная литература, загадки, поисковые вопросы по экологии, игры и т.п.)
Оформить памятку для родителей по развитию любознательности дошкольников (приложение 3)
2. Организационный этап
Собрание проходит в группе за круглым столом. В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания в начале можно включить спокойную музыку, отображающую звуки природы:  журчанье ручья, пение птиц и т.д.)
3. Вступительная часть
Воспитатель – ведущий родительского собрания сообщает родителям тему, цель родительского собрания. Сообщает план проведения родительского собрания.
4. Решение
Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей.
Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»
Стимулировать любознательность ребенка и поощрять за нестандартные вопросы.
В общении с детьми широко использовать загадки, вместе придумывать и свои.
Организовывать совместные с ребенком походы и музеи.
Приложение 1.
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Воспитание любознательности средствами природы»
Уважаемые родители, скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался?
- Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.
Любознательность и познавательный интерес  являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность? (Высказывания родителей.)
- Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова). Любознательность  - общая  направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратить в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.
- А что же такое любопытство? (высказывания родителей.)
- У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведова, есть 2 значения.
1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например -  праздное любопытство, спрашивать из любопытства).
2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).
- Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, тот ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только  не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины?
- С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?
- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?
Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.
- Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?
- Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. А. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь-узнаешь»- значить гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспоминать какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями.)
- Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перезагружать детей сложными ответами.
- Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить– способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.
- В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача- поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов- один из сигналов неблагополучен в его развитии.
- Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы?
- Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась  любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «Качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудиться ли сам, что бы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
- Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздается  каждому родителю перечень (приложение 2) ).
(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Ведущий подытоживает сказанное.)
- Да, прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляют. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит установленную дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимание и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.
- «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи»,-говорил В.Сухомлинский. Согласны? (Высказывания родителей.)
- Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы,  игры во время прогулки будут создавать ощущения интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.
- Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, осень в природе и др.)
- Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.
- Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые  и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музей!
- Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об имеющемся, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для школьников уровня. А в этом- залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.
Родителям предлагаются «Памятка по развитию любознательности дошкольников» (приложение 3). Можно провести следующую работу с памятками. Родителям предполагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предположенных советов, родители делятся своим опытом.
Приложение 2.
Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников
1. Общение с ребенком.
2. Прогулки и экскурсии в природу.
3. Наблюдение за природой и окружающим миром.
4. Беседы с ребенком.

5. Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.

6. Чтение познавательной литературы.

7. Просмотр телевизионных передач о природе.

8. Опытническая и экспериментальная работа с детьми.

9. Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.

10. Игра в шашки и шахматы.

11. Проведение викторин и конкурсов.

12. Подвижные игры.

Приложение 3.

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским  вопросам.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
Научите его играть в шашки и шахматы.
Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Просмотров: 396
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Рябова Илона Геннадьевна. План-конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
  • Косенкова Надежда Владимировна. Развивайте у детей любознательность!
  • Банщикова Марина Владимировна. Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Стриканова Л.В. Каретникова В.А.,. Развитие любознательности и познавательного интереса посредством экспериментирования со льдом
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. «Развитие любознательности в процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности дошкольников путем внедрения в непосредственно деятельность игр — экспериментов с использованием модели
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Детские вопросы: как правильно на них отвечать?'
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Ираида Юрьевна Ляпунова. 'Научите ребенка быть добрым' (сценарий родительского собрания)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Провоторова Елена Юрьевна. Консультация для родителей. «Приобщение детей к природе».
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь