Кашапова Марина Сергеевна. ГБОУ Школа 97 ДО 3 г. Москва
Цель:
- познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности;
- задуматься над особенностями и закономерностями развития ребенка дошкольного возраста;
- научить родителей понимать основные закономерности развития ребенка.
В помещении (например, в зале), где планируется провести встречу, можно оформить выставку детских работ, игрушек, книг, повесить плакаты с высказываниями детей, чтобы привлечь внимание родителей к детской субкультуре.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Приветствие родителей.
Это интересно знать (педагог задает вопросы, родители думают, делают себе заметки, общаются с другими родителями и педагогом).
Вопрос:
- Помните ли вы свое детство?
- Чем оно характерно?
- Что интересует, волнует вашего ребенка?
- Что вызывает у вашего ребенка радость?
- Что обижает?
- Как вы понимаете цель воспитания?
- Какой вы бы хотели видеть своего ребенка?
Педагог: К. Д. Ушинский, выдающийся знаток детства, указывал, что характер человека более всего формируется в первые годы ее жизни, и то, что ложится в характер в эти первые годы – ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается усвоенное в детские годы.
Вопрос:
- Похож ли ребенок на взрослого?
- Чем больше живет ребенок – мыслями или чувствами?
- Что любит делать ребенок?
- Какие науки занимаются изучением ребенка? (психология, физиология, педагогика, педиатрия и другие).
После обобщения размышлений родителей ставится вопрос:
- Зачем человеку детство? (задача педагога, подвести родителей к ответу, на который они ответят сами)
Педагог: Выдающийся педагог В. Сухомлинский отмечал, что детство – не только подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира, — от этого зависит, какой личностью станет сегодняшний малыш.
Психологи отмечают, что достаточно длительный период детства – важное преимущество, благодаря который человек может достичь высокого уровня развития, в отличие других живых существ, у которых период детства фактически отсутствует или очень короткий. Человек среди других живых существ выделяется прежде всего тем, что имеет средства накопления и передачи коллективного опыта вида.
Детство – соответствующий этап в развитии человека, это период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания и умения.
Задание для родителей: родителям предлагается вспомнить, какой был ребенок в период новорожденности, как быстро она изменилась (достижения первого года: овладение языком, хождения, действия с предметами).
Педагог: Взрослые растут вместе с детьми. Воспитание требует глубокого проникновения в мир ребенка, в законы его развития. Наблюдайте за происходящими изменениями, поддерживайте продвижение ребенка вперед.
В кругу семьи
Семейное воспитание отличается некоторыми особенностями – оно строится на любви, симпатии, привязанности, уважении. Ученые называют эту особенность эмоциональным фактором воспитания. Дети постоянно ощущают любовь своих близких, растут под знаком доверия к миру. Они знают, что они защищены, о них заботятся. Любовь близких ребенок должен ощущать постоянно. Иногда взрослые считают, что не обязательно проявлять свои чувства, боятся, что ребенок «сядет на голову». Это ошибка – дети очень чувствительны, они чувствуют настроение взрослых, их эмоции. Любовь взрослых они ощущают даже тогда, когда те не довольны их поведением.
Рекомендуется найти золотую середину в общении с ребенком. Изнеженный ребенок не привык прилагать усилия, никогда не слышал требовательного голоса родителей, однако хорошо знает, что все ее капризы удовлетворяются. Определите сами меру ласки и требовательности, старайтесь придерживаться этой меры. Закрепите веру ребенка в себя, свои силы, отмечайте любое достижение. Ощущение успеха очень важно для малыша, потому что это помогает поверить в себя, научиться достичь чего-то большего.
Задание для родителей: предлагается обсудить высказывания П.Ф. Лесгафта: «Испорченность ребенка есть результат системы воспитания, за которую рассчитывается один воспитанник».
В конце занятия, педагог отвечает на личные вопросы родителей, можно продемонстрировать родителям видеоролики из жизни детей группы, например фрагменты занятий, игр, прогулки, раздает буклеты, подготовленные заранее, например: «Возрастные особенности детей»; «Капризы и упрямства»; «Самая важная деятельность дошкольников-игра», и др.
Родители с мероприятия уйдут с четким понятием «зачем человеку детство», конкретно их детям, осознают свои ошибки и недочеты в деле по воспитанию своих детей, приобретут, что-то новое в воспитании детей, появится нить сотрудничества между участниками педагогического процесса, в нашем случае, (педагог-родители-дети).
|