Романова Екатерина Сергеевна, Моисеева Надежда Васильевна, Воспитатели МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», Красноярский край, с. Тасеево
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих других видов труда.
Скачать презентацию
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В процессе умственного развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.
Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н. М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально – исторического опыта путем обучения.
Значения сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направления сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группах раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки, и чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Ежедневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные тренажеры и так далее.
Более подробно мы хотели бы остановиться на УГОЛКЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ. Придя работать в младшую группу, мы решили использовать инновационный подход к созданию развивающих пособий и игрушек в сенсорном уголке. Нами был разработан и успешно реализован проект «Инновации в сенсорном уголке».
Актуальность нашего выбора заключается в том, что в настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших детей. Глядя на такое разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей. Но опытные педагоги, наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинает ее использовать не по назначению, или просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело?
Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие), сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.
Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы считаем, что использование игрушек сделанных руками любящих взрослых сможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков.
Цель проекта: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Задачи:
- Создание эмоционально положительного настроения.
- Создание развивающих пособий и игрушек.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
- Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
- Приобщать детей к процессу познания.
- Формировать различные представления о предметах.
- Формирование навыка совместного выполнения задания (формирования навыка культурного общения, умение понимать и правильно выполнять задания).
- Формирование и активизация словаря ребенка.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы.
Место реализации: МБДОУ детский сад №2 «Солнышко», первая младшая группа «Бабочка».
Описание проекта:
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
Диагностический этап:
- проведена педагогическая диагностика,
- проанализирована оснащенность домашней игровой среды воспитанников первой младшей группы МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко».
- выявлен уровень развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через: педагогическую диагностику и анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями.
Подготовительный этап:
- изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение пространства группы информационными и дидактическими материалами;
- родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей первой младшей группы», где раскрывалась роль игрушки в жизни ребенка и важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста;
- предоставление информации о проекте через газету ДОУ «Гнездышко»;
Этап апробации игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы.
Прогнозируемый результат:
- к концу учебного года (2011–2012) мы ожидали повышение уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия.
- создание части предметно развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Результат:
- Наш прогнозируемый результат подтвердился, данными проведенной педагогической диагностикой воспитанников младшей группы «Бабочка». Он составил к концу года 80% развития сенсорного воспитания детей, что по сравнению с началом учебного года возросло на 63%.
Форма отчёта проекта:
- Участие в муниципальном конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» (Диплом II степени).
Литература:
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
- Полякова М.Н. Организация развивающей среды в группе детского сада Дошкольная педагогика. – 2001.
- Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж, 2009.
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ. -2-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
|