Коррекционно-развивающее влияние логоритмики на речевое развитие ребёнка.
Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи , положительную роль может сыграть логоритмика.
Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики.
Включение логоритмических упражнений в музыкальные занятия, помогает легче усваивать программное содержание занятий. У всех детей наблюдаются укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, улучшаются моторные функции
Развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизрует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.
Цель и задачи логопедической ритмики
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторной функции. Воспитание правильной осанки и походки. Развитие ловкости, силы и выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений, координации движений. Развитие переключаемости, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д.
Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. К коррекционным задачам относятся: развитие речегого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического стороя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
Коррекционные занятия с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой- развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
Принципы организации занятий по логопедической ритмике
Принцип систематичности. Элементы логопедичекой ритмики включаются в логопедические занятия каждый день. Один раз в неделю проводятся логоритмические занятия. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.
Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.
Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений
и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».
Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике
Используются:
1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : обручей, скакалок, кубиков, массажных мячей и т.д.
3.Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:
- краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
- пояснение и показ движения;
- указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
- разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
- команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые зачины из народно творчества;
- образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);
- словесную инструкцию, которая помогает оживить прежние впечатления.
Игровая форма активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.
Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- Упражнения регулируемые мышечный тонус;
- Упражнения активизирующие внимание;
- Упражнения регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения на развитие координации движения;
- Упражнения на координацию речи с движением;
- На координацию пения с движением;
- Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
- Счетные упражнения;
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- Упражнения формирующие чувства ритма;
- Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;
- На развитие мелкой моторики;
- На развитие речевых и мимических движений;
- Ритмические упражнения;
- Пение;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Музыкальная самостоятельная деятельность;
- Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
- Упражнения для развития творческой инициативы.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
- 1.М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
- 2.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
- 3.М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
- 4.А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
- 5.Г.В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
- 6.«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
8. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.
Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009
|