Программа познавательно-речевой направленности для детей 5-8 лет «Занимательный английский!» (далее – Программа) разработана воспитателем МБДОУ № 13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска И.А. Гордеевой. И.А. Гордеева:
образование: Высшее профессиональное, Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева, 2005, квалификационная степень – филолог, специальность – филология.
При разработке Программы использованы программы и пособии:
- Бонк Н. «Английский для малышей»
- М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник».
Скачать программу
Скачать таблицу результатов
Содержание Программы
- Пояснительная записка к Программе
- Цели и задачи Программы
- Предполагаемый результат реализации Программы
- Структура и содержание Программы
- Примерное календарно-тематическое планирование
- Список литературы
- Пояснительная записка к Программе
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового образования детей. Востребованность иностранного языка в обществе, с одной стороны, а также понимание родителями того, что язык является не только фактором образованности современного человека, но и основой его социального и материального благополучия в обществе, с другой, делают раннее обучение иностранному языку сегодня особенно актуальным и популярным. В связи с этим разрабатывается и реализуется новая языковая политика в области образования дошкольников. Ее основными особенностями являются:
- разработка новых, отвечающим современным требованиям, методических подходов, форм, способов и приемов обучения детей дошкольного возраста
- стимулирование творческой активности воспитателей, учителей и обучаемых
- поиск путей гибкого управления системой обучения иностранному языку при наличии разных вариантов обучения предмету, как в детском саду, так и в начальной школе.
Данная рабочая программа «Занимательный английский» является модифицированной программой, обеспечивающей «вхождение» детей 5-8 лет в мир английского языка. Рабочая программа разработана на основе программ и пособий: Бонк Н. «Английский для малышей», М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник».
Настоящая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Овладение иностранным языком, на элементарном уровне, в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации
стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени
закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, таки общего развития.
Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения:
- развитие общей речевой способности детей дошкольного возраста
- формирование их способностей и готовности использовать именно английский язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.
Актуальность
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в начальной школе, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут во 2 класс. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
- Вводится понятие и методический принцип «среды» в обучении дошкольников английскому языку. Это предполагает, что формы работы, обычно считающиеся факультативными и дополнительными к основной программе (игры, включая подвижные, работа с видеоматериалами) в данном случае являются составной частью самой программы и организуют языковое пространство использования английского языка детьми.
- Календарно-тематическое планирование материала для дошкольников составлено в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в целом, а не только исходя из внутренней логики курса английского языка.
- Все занятия проводятся в игровой форме.
- Цель и задачи Программы
Цель Программы: формировать у детей 5-8 лет интерес к овладению иностранным языком.
Задачи Программы:
1. Обучающие:
- Расширять лингвистический кругозор детей 5-8 лет.
- Формировать коммуникативные умения (умения слушать собеседника, реагировать на иностранную речь)
- Побуждать к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики
- Содействовать накоплению базового запаса слов по различным темам.
2. Развивающие:
- Развивать представления об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;
- Развивать фонетический слух; психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности;
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважение к культуре и языку страны изучаемого языка;
- Обеспечивать коммуникативно-психологическую адаптацию детей к новому языковому миру.
3. Предполагаемый результат реализации Программы
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:
- появится интерес к общению на иностранном языке, к культуре другого народа (дети будут задавать вопросы о традициях и особенностях жизни людей в Англии, дети захотят совершить путешествие в эту страну)
- дети научатся вычленять английскую речь в общем речевом потоке
односложно отвечать на вопросы;
- дети смогут активно и адекватно использовать имеющийся словарный запас лексических единиц в речевых образцах, в рифмовках, стихах, песнях
- дети смогут пользоваться грамматическими конструкциями (речевыми образцами): Я… (имя), Мне (возраст), Я вижу… Я умею…; Я люблю…; Я имею…
- преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке
- приветствовать, прощаться, представлять себя, благодарить на английском языке
- односложно отвечать на вопросы
- считать до 10
- рассказывать рифмовки на английском языке, строить краткие диалоги, петь песенки с использованием изученных движений.
4. Структура и содержание Программы
При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики,
возрастные и психофизиологические особенности детей. Содержание программы состоит из тем, позволяющих варьировать занятия внутри темы. Оно включает в себя ситуации на английском языке, языковой материал, речевые умения.
При изучение английского языка, ребенок погружается в англоязычную среду, образовательная деятельность проходит как на русском, так и на английском языке. Английский язык является не объектом изучения, а средством получения знаний, и в результате возникает двойной эффект — одновременно таким образом приобретаются новые знания и языковые навыки. Овладение вторым языком будет происходить в ходе привычной ежедневной деятельности ребенка (рисование, пение, игра, конструирование и т. д.)
Английский язык интегрирован во все пять образовательных областей. Особую роль имеет создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, их интеграцию в англоязычную среду через игры, песни, танцы, тематические недели, проводимые на английском языке, знакомство с культурой Англии. Речевое развитие детей обеспечивается лексико-тематической системой, которая проходит и на русском, и на английском языке.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя выполнение пальчиковой гимнастики, физкультминутки, — стишки выполняются на русском ина английском языках.
«Познавательное развитие» работа в этой образовательной области происходит на двух языках, с введением специальной лексики (World around us-Окружающий мир, Mathematics – ФЭМП, Сonstruction- конструирование).
Художественно-эстетическое развитие включает изобразительную деятельность (Art & Craft) и музыкальную (Music). Сопровождение и направление изобразительной, а также конструирования проводится также на русском, и на английском языке. Также наши дети учат и русские, и английские песни.
Социально-коммуникативная область представлена разными видами игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические), которые проводит воспитатель в течение дня.
Технология обучения дошкольников английскому языку включает в себя следующие разделы:
формирование навыков аудирования — восприятия текстов на слух;
формирование фонетических навыков — овладение артикуляцией и интонацией (обучение
фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения);
формирование лексических навыков — обогащение словарного запаса;
освоение грамматического строя речи на основе речевых образцов, которые употребляются функционально, т.е. для выражения коммуникативного намерения говорящего;
формирование диалогической и монологической речи.
Обучение английскому языку дошкольников осуществляется только устным путём, без привлечения чтения и письма, чтобы, во — первых, избежать больших трудностей на начальной ступени обучения, во — вторых, чтобы графика иностранного языка не пересекалась с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.
Использование игровой, физической, и познавательной деятельности, естественной для детей этого возраста, делает возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей.
Использование игры как основного вида деятельности обеспечивает заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимает возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей дошкольного возраста, и яркой привлекательной наглядностью.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности. Благодаря разнообразию деятельности (подвижные игры, чтение, рисование, счёт, лепка, аппликации, простейшие домашние опыты, навыки самообслуживания) во время одного погружения в язык, у детей усиливается интерес к новым занятиям, формируется положительная мотивация к изучению английского языка. Занятия по методике погружения приносят удовольствие детям.
Содержание обучения дошкольников английскому языку включает в себя реализацию целей и задач при одновременном удовлетворении познавательных и коммуникативных потребностей детей, требует адекватного отбора и организации обучения. В содержание обучения включаются:
- базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи
- средства для моделирования этих образцов (набор существительных, отражающих основные принципы деятельности, глаголы, отражающие основные движения, состояния и действия с предметами, прилагательные и наречия, обозначающие качества предметов и явлений; так же игры, скороговорки, стихи, считалки, песни, сказки; диалоги и монологические тексты, тексты для аудирования);
- системное введение лексики по схеме: первое занятие — 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия — активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова
- учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
- обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения
- предпочтение группового обучения; введение парного обучения, как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры)
Виды и формы работы с детьми:
- Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки, зарядки, жестикулирование, комментирование действий, сопровождение речи жестами и мимикой – многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить свои мысли, поэтому практически каждая фраза вводится в сопровождении жестов и мимики).
- Работа с предметами (диалог с игрушкой, описание игрушки, игры, сказки).
- Работа с картинкой (описание, детализация, рассказ, диалог, игры, сравнение, воображение с прогнозированием).
- Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок, конкурс
чтецов, соревнования в командах и парах.
5. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы, хороводы, команды в движении.
6. Спокойные игры: загадки, кроссворды, лото.
7. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты, проигрывание ситуаций (встреча с другом, покупка продуктов, сбор на прогулку и т.д.);
8. Инсценировка коротких сказок и пьес.
9. Воспроизведение ситуативных диалогов.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к культуре, традициям англичан, расширяет представления у детей о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники.
Развивающая среда в группе способствует развитию самостоятельности, активности, поддержке детской инициативы и интереса к языку, создает естественную для ребенка игровую среду, благоприятный эмоциональный фон:
- большое количество наглядного материала – картинки, пособия, игры, игрушки, конструктор
- материал для драматизации – маски, куклы, различные виды театра
- материал-сюрприз – чемоданчик Мэри Поппинс, в котором находятся волшебные атрибуты для участия детей в образовательном процессе, чудо-мешочки, чудо-шкатулки
- материалы для самостоятельного изменения среды – игровые модули, бросовый материал
- различные поверхности – мольберт, стол, ковер, ковролин на стене для вертикального размещения материала
- аудио- и видео-материалы (мультфильмы на английском языке, песенки, стихи, скороговорки)
- детские книги (русские сказки на английском языке).
Работа с родителями:
Педагогическая беседа «Раннее обучение английскому языку: возрастные особенности»
Консультация «Иностранный язык на раннем этапе, как средство развития ребенка»
Рекомендации родителям по работе с детьми дома
|