Кияница Лариса Анатольевна инструктор по физической культуре МБУ д/с №27 "Лесовичок"
Большинство людей на земном шаре понимают роль спорта в жизни семьи и общества, но сами порой почему-то остаются в стороне. Одни ссылаются на то, что нет времени; другие жалуются на то, что не хватает терпения. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Если ребенок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому и гимнастика не стала для него потребностью. Но никогда не поздно приобщить ребенка к спорту. Для этого нужно единственное — личный пример.
Жизнь дается нам с одним непременным условием — каждый день защищать ее. Защищать ради счастья — жить на земле. Не надо стремиться к формальному долголетию — главное в том, чтобы сохранить бодрость, энергию, способность к деятельности. Воспитывать интерес и любовь к спорту нужно с самого раннего детства. Очень важно воспитывать у ребенка чувство "мышечной радости", как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения.
Здоровье детей во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям своих детей физическими упражнениями. [2].
Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери. В большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большое значение, чем девочек. Особенно это заметно после 5 лет. Для родителей мальчиков в возрасте с 6 до 7 лет значимость физической готовности ставится на 1 — 2 места, в то время как для родителей девочек в этом возрасте она занимает 7 — 8 места. [3].
Фактором, который по мнению родителей, имеет большое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является, как я отметила выше, личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие, и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
Следует отметить, что вопросы, связанные с необходимостью непосредственного сотрудничества педагогов с родителями, освещены еще в трудах П.Ф. Лесгафта. На первых оздоровительных детских площадках в Санкт — Петербурге работа с детьми строилась таким образом, что не только от педагогов, но и от родителей требовалось уважение к ребенку, глубокое изучение его физических и психологических особенностей. В результате было установлено, что совместные усилия семьи и педагогов приводят к улучшению здоровья и физического развития детей. [2].
Организация совместных занятий физическими упражнениями родителей и детей в современных условиях имеет свои трудности, однако результат окупает и заботы педагогического коллектива дошкольного учреждения, и время, потраченное родителями. И все это выражается в следующем.
- Занятия детей совместно с родителями значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков детей. Для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые двигательные действия.
- В связи с тесной взаимосвязью физического и умственного развития ребенка активизация двигательной деятельности ведет к повышению уровня интеллектуального развития.
В раннем возрасте ведущим в обучении является метод "пассивных движений", так как у детей отсутствуют зрительно-кинестетические связи, нужные для воспроизведения движения. Поэтому при помощи взрослого создаются определенные кинестетические раздражения в должной последовательности. Слово взрослого, сопровождающее движение, уже здесь несет свою аналитическую функцию: название движения, его характеристика выделяют для ребенка это движение из ряда других. На смену данного метода приходит подражание. В результате восприятия образца движения появляется предварительная ориентировка, по выражению И.М. Сеченова, "мерка для подражания".
Активные мыслительные действия начинаются с момента предварительной ориентировки. У детей в связи с импульсивностью движений она кратковременна, поэтому каждый родитель, ориентируясь на реакцию своего ребенка, должен определить момент переключения его внимания на другую деятельность. [1].
Формы подражания разнообразны. Наиболее элементарные — воспроизведение предметных действий, затем имитация движений животных, птиц. Взрослый постоянно контролирует правильность выполнения двигательных действий.
Имитация отличается эмоциональной отзывчивостью. В ней более образно, чем при показе, выступают характерные стороны движения: резко высоко подскакивает "веселый, звонкий мяч"; мягко бесшумно "крадется кошка"; вперевалку"идет косолапый медведь". Все это привлекает внимание детей, способствует развитию их наблюдательности.
3. На совместных занятиях появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать речь. Самостоятельное выполнение детьми упражнений для пальчиков, повторение за педагогом игр — потешек затруднительно, так как дети еще не могут качественно выполнять подобные движения без длительной тренировки. Помощь родителей и их индивидуальный контроль делают этот процесс весьма эффективным.
4. Постоянное наблюдение родителей за своим ребенком и осуществление страховки позволяют предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, умению быстро и четко их выполнять.
В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок совершенствуется в жизненно важных двигательных навыках. Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели.
5. Возникновение радостных эмоций на занятиях активизирует как двигательную, так и умственную деятельность детей. На фоне положительных эмоций условно-рефлекторные связи создаются значительно легче. Яркие эмоциональные переживания могут придавать этим связям большую прочность.
Особое значение имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Игра требует определенного напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье ребенка. [4].
6. Только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребенка, и педагога, строящего занятия на основе знаний в области педагогики, психологии, физической культуры, медицины.
7. Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье.
На поведение ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. И если сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то и в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, так как у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми. [4].
8. Привлечение родителей к физкультурным занятиям на первых этапах посещения ребенком дошкольного учреждения помогает уменьшить негативные последствия адаптационного периода. Это связанно с тем, что ряд условий, значительно влияющих на адаптацию ребенка, реализуется на подобных занятиях: это и создание положительных эмоциональных отношений, и игровая деятельность, и повышение уровня физического состояния. Кроме того, свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение помимо удовлетворения естественной потребности в движении. [5].
9. Взаимодействие педагога и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу дошкольного учреждения.
10. Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей, знания о физиологических особенностях организма ребенка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма детей. [6].
Совместные занятия строятся таким образом, что в первой части (длительность около 20 минут) я предлагаю в соответствующей последовательности игры и упражнения, направленные на формирование у детей жизненно важных двигательных навыков. Родители стараются заинтересовать детей этими упражнениями и помогают их выполнить. Если ребенок не хочет выполнять предложенные упражнения, родитель может заняться с ним тем, что его в данный момент интересует. Для этого в специальном месте приготовлен спортивный инвентарь (мячи, обручи, кегли, кубики и т.п.).
После организованных занятий родителям с детьми предоставляется свободное время (10-15 минут) для выполнения упражнений, понравившихся ребенку. В конце занятия проводится общая подвижная игра и упражнения на формирование осанки и развитие мелкой моторики.
Я считаю, что совместные занятия направлены, в первую очередь, на решение задач формирования у детей основ физической культуры, а так же на достижение эмоционального сближения детей и родителей. Именно совместные занятия с родителями способствуют развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов и рефлексии.
Я думаю, что совместные занятия детей и родителей помогают приобрести целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом, а так же способствуют обогащению и углублению знаний друг о друге, расширению у родителей опыта действенного выражения к своему ребенку.
Список используемой литературы:
- Баранова Н.А. Взаимосвязь умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — СПб., 1993. — 20 с.
- Демиденко А.М. Физкультурное образование родителей // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Матер. городской науч. — практ. конф. — СПб.: ЦПИ, 1998 — С. 30 31.
- Калина Т.В. Взаимодействие детей раннего возраста и родителей на физкультурных занятиях в дошкольном учреждении // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. и метод. статей / Сост. Л.А. Виноградова. — СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1998. — С. 46 — 50.
- "Навстречу друг другу": Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях ДОУ/ Автор-составитель М.Н. Попова. — СПб.: ЛОИРО, 2001. — 156с.
- Программа "Здравствуй, малыш!"/ Авт. -сост. С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, В.И. Москаленко, Н.В. Лебедева //Классный вестник 5+. — 2001. — №11. — С. 48 -61.
- Филлипова С.О. На физкультуру — вместе с мамой // Детство: Педагогический альманах — №1. / (РГПУ им. А.И. Герцена). — СПб.: Акцидент, 1998. — С. 89 — 94.
|