ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
По форме – познавательно-игровой;
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – долгосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук. Движения рук способствует развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу.
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители о них знают и применяют в деятельности. По данным статистического анализа, проведенного в детском саду в подготовительных группах выявлено, что 100% семей имеют дома мяч, но только 49 % из них используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
ЦЕЛЬ: способствовать познавательному и физическому развитию ребенка в мире спорта посредством взаимодействия с мячом при сотрудничестве педагога и семьи.
ЗАДАЧИ:
- Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми.
- Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.
- Научить родителей использовать мяч как основное средство для профилактики нарушений осанки.
- Познакомить детей с подвижными играми с мячом, в которые играли в детстве их родители. Использовать их в самостоятельной деятельности.
- Пропаганда здорового образа жизни посредством организации активного досуга с использованием мяча.
ГИПОТЕЗА – предполагается, что применение игр и упражнений с мячом не только на физкультурных занятиях, но и в повседневной жизни, могут повысить уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физкультуре, родители, воспитатели.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Изучение литературы по данной теме.
- Разработка плана работы с родителями по теме проекта.
- Беседы с детьми: «Игры, в которые я играю дома», «Для чего нужны мячи?"
- Анкетирование родителей «Мы с мячом друзья».
- Знакомство родителей с целями, задачами и направлениями реализации проекта.
- Индивидуальная работа с педагогами по подготовке и проведению совместных мероприятий
- ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
- Знакомство детей и родителей с историей возникновения мяча посредством видео презентации.
- Проведение викторины «Мой веселый звонкий мяч»
- Совместная деятельность родителей и детей.
- Проведение подвижных игр.
- Привлечение детей к созданию картотеки видов спорта, родителей к созданию картотеки «Игры нашего детства».
- Знакомство родителей с упражнениями для формирования осанки с мячами и практическое их применение.
- ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ
Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями.
Проведение итогового мероприятия.
Создание фоторепортажа.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
- Формирование активной позиции у детей и родителей по здоровьесбережению посредством игр и игровых упражнений с мячом.
- Понимание важности занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья своих детей.
- Информированность родителей о роли физического воспитания и значимости мяча в физическом развитии дошкольника.
- Формирование знаний детей и родителей об истории мяча, разнообразии игр с мячом.
- Освоение детьми различных игр с мячом и появление интереса к играм с мячом вне детского сада.
- Передача игрового опыта родителей следующему поколению.
- Знакомство родителей с лечебными свойствами мячей.
- Повышение уровня физической подготовленности детей.
- Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми.
- Создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с формами активной деятельности с мячом.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I встреча:
- Знакомство детей и родителей с планом проекта.
- Подведение итогов анкетирования.
- Просмотр видео презентации «История мяча».
- Викторина «Мой веселый звонкий мяч».
- Подвижная игра «Переброска мячей»
- Домашнее задание. Детям раскрасить картинки видов спорта. Родителям вспомнить игры из детства, записать, а детям нарисовать ход игры.
II встреча:
- Знакомство детей с подвижными играми с мячами, в которые играли родители в детстве.
- Проигрывание подвижных игр.
- Создание родителями картотеки подвижных игр.
- Рассматривание мячей (форма, материал, рельеф, способы передачи) и распределение их по видам спорта.
- Создание детьми картотеки видов спорта.
III встреча:
- Знакомство родителей с лечебными свойствами мячей.
- Семинар-практикум с родителями «Мяч – как средство профилактики нарушения осанки»
- Выступление специалиста детской поликлиники по ЛФК.
- Изготовление буклета «Мяч — как средство для профилактики нарушения осанки»
IV встреча:
- Подведение итогов
- Спортивное мероприятие «Праздник мяча»
- Фоторепортаж проекта «Семейный мяч»
ЛИТЕРАТУРА:
- Волошина Я. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. — № 1. – 2004
- Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. — Минск, 1987
- Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. — М.: Просвещение, 1980
- Детские подвижные игры/ Под ред. Е.В. Конеевой. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006
- Цой Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников// Дошкольное воспитание. — № 10. – 2006
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998
- Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л., 1977
- Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам / Н.В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
- Здоровье дошкольников [Электронный ресурс]. -Режим доступа: [http: //www. medicall. ru/articles/aerobika] – 19. 05. 2015
«Праздник мяча»
в рамках проекта с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Семейный мяч»
Цель: Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, приобщить к здоровому образу жизни, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, мешочек, эмблемы, баскетбольные мячи, стойки, резиновые мячи, карточки-схемы с видами спорта, мячи медболы с усиками, приставка «Х бокс».
Ход: Дети и родители под музыку заходят в зал, рассаживаются на стулья.
Ведущий: Приветствует садик веселых гостей,
От теплых улыбок в нашем зале светлей.
Оставили папы сегодня работу.
И мамы забыли большие заботы,
Обули кроссовки, и взяв малышей,
Пришли на спорт праздник сегодня скорей.
И с гордостью каждый сможет сказать,
Что ближе семьи никого не сыскать!
Мы рады, дорогие участники проекта «Семейный мяч», что, отложив все дела, вы пришли поучаствовать в заключительном празднике мяча. В течение полугода мы знакомились с занимательной игрушкой детей и взрослых – мячом. А сегодня мы в интересной и веселой форме проведем время, соревнуясь друг с другом в знаниях, умениях, в ловкости и сноровке.
К нашему празднику на электронную почту пришло видео письмо. Давайте посмотрим.
Видеозаставка. (Мяч из мультфильма приветствует детей и взрослых на празднике мяча, предлагает поделиться знаниями о мяче, а также показать свою ловкость и сноровку)
Ведущий: Для того, чтобы нам было интересно, мы поделимся на две команды с помощью моего волшебного мешочка. Те ребята и родители, которые достанут из моего мешочка эмблему с баскетбольным мячом, будут в команде «баскетболисты». Игроки, доставшие эмблему с футбольным мячом, будут в команде «Футболисты». Каждая команда выберет себе капитанов из числа взрослых.
Команды выстраиваются в центре зала.
Ведущий: Итак, соревнования начинаются.
1 задание «Угадай материал мяча?»
На слайде картинки древних мячей. Они закрыты картинками вопросительных знаков. Участники по очереди подбегают к интерактивной доске, нажимают на вопросительный знак. Появляется картинка мяча. Вся команда угадывает из какого материала был сделан мяч.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину. Кто больше мячей соберет, тот будет победителем.
2 задание эстафета «Кто быстрее?»
Первый игрок бежит между стойками и кладет в корзину баскетбольный мяч, второй — забирает мяч и передает его следующему игроку.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину.
3 задание «Виды спорта с мячами»
Найти картинки на экране с мячами и переместить в соответствующую клетку к тем видам спорта, где они используются.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину.
4 задание эстафета «Крокодил»
Игроки разбиваются на тройки. «Крокодил» (ребенок) ползет вперед, передвигаясь на мячах. Третий участник берет освободившийся мяч и передает его второму участнику. Тот должен быстро подложить мяч под «крокодила». Таким способом трока добирается до стойки. Обратно возвращаются бегом.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину.
5 задание «Посмотри и угадай»
Взрослым выдаются карточки-схемы с видами спорта, где используются мячи. Надо показать движениями и жестами без слов, изображенный на схеме вид спорта, своей команде. Команды по очереди отгадывают.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину.
6 задание «Попрыгунчики»
На фитболах с ушками допрыгать до ориентира и обратно, передать мяч следующему.
Выигравшей команде выдается мяч, который команда собирает в корзину.
7 задание для капитанов «Теннис»
На игровой приставке «Х бокс» сыграть в теннис.
Выигравший капитан приносит команде мяч.
Ведущий: Ну вот и подошёл к концу наш праздник. Сейчас подсчитаем результаты. (подсчитываются мячи в корзинах).
Результаты говорят, что команда… стала победительницей. Но медали я хочу вручить всем участникам. Одним за победу. Другим за волю к победе. Никто из вас не проиграл, потому что все были ловкими, быстрыми, активными, веселыми. Поздравляем!
А сейчас, рассаживайтесь поудобнее и мы посмотрим фоторепортаж. Вспомним все наши встречи в течение года с хорошим настроением.
Фоторепортаж о ходе проекта.
Ведущий: Мы очень благодарны нашим родителям и детям, которые приняли участие в нашем проекте. Надеюсь, что и в дальнейшем вы будете как можно больше времени проводить со своими детьми. И хочется пожелать, чтобы в ваших семьях все было в порядке, чтобы вы все были здоровы.
|