Тема ДЕТСКИЙ САД Автор: Н.В. Гребенкина, логопед высшей квалификационной категории Предметный словарь. Здание, этаж, комната ( групповая, гигиены), спальня, раздевалка, зал ( музыкальный, спортивный), кабинет (логопеда, врача, медицинских сестёр, психолога, дефектолога, заведующей детским садом и т. п.), блок ( лечебный), кухня, веранда, участок( для провидения прогулок), заведующая детским садом, воспитатель, логопед, врач, медицинская сестра, повар, музыкальный руководитель, психолог, дефектолог, инструктор физкультуры, помощница воспитателя, ребёнок, мебель, посуда, игрушка, книга, занятие, прогулка, игра, сон, обед, завтрак, полдник, утро, день, вечер, часы. Словарь действий. Приходить, приветствовать, учить, воспитывать, лечить, развивать, завтракать, обедать, играть, спать, гулять, заниматься, рисовать, танцевать, петь, учиться, читать, дружить, радоваться, отдыхать, праздновать, ухаживать, заботиться, помогать, дежурить, одеваться, обуваться, прощаться, любить, мириться, уважать, извиняться, выполнять, тренироваться. Словарь признаков.
Скачать полный конспект
Наш детский ( сад), первый, второй ( этаж), уютная, светлая, чистая, солнечная, групповая(комната), большой, красивый, музыкальный(зал), приветливая, молодая(воспитательница), заботливая, добрая( помощница воспитателя), опытный( врач),деревянная( мебель), красивый, шерстяной, цветной(ковёр), фарфоровая(посуда), стальные, столовые( приборы),новая, старая, тонкая, толстая, любимая( книга), яркая, красочная, пластмассовая( игрушка), бодрое( настроение), радостная( встреча), крепкая( дружба), верный( друг), хорошее(здоровье), интересное, раннее(утро), дождливый(день), увлекательное(занятие),звонкий(смех), вкусная, полезная, витаминная( пища), ягодные, фруктовые( соки). Наречия. Налево, направо, прямо, посередине, дружно, вместе, интересно, весело, радостно, удобно, быстро, чисто, уютно, бережно, красиво, спокойно. Сравнительные прилагательные. Удобнее, красивее, уютнее, ярче, светлее. ПОСЛОВИЦЫ. ХВАЛИ ДЕНЬ ПО ВЕЧЕРУ. НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ. НУЖНЫ НЕ СЛОВА, А ДЕЛА, ЗНАЙ, КОШКА, СВОЁ ЛУКОШКО. РАБОТЯЩИЙ, КАК ПЧЕЛА. БЕЗДЕЛЬЕ ПОРТИТ ЧЕЛОВЕКА. И ЛУЧШИМ ДРУЗЬЯМ ПРИХОДИТЬСЯ РАССТАВАТЬСЯ. КТО ПОЗДНО ПРИШЁЛ , ТОМУ ОБГЛОДАННЫЙ МОСОЛ. ХОРОШИЙ СОВЕТ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ. ВСЯКИЙ МОЖЕТ ОШИБИТЬСЯ. НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ, МАЛ, ДА УДАЛ. ЗЛОМ ЗЛА НЕ ПОПРАВИШЬ. УСЕРДИЕ БЕЗ ЗНАНИЙ-ЭТО ОГОНЬ БЕЗ СВЕТА. ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ОХОТНО, ДЕЛАЕТСЯ ЛЕГКО. СТИХИ. ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ? Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки. Вовы, Тани, Мишеньки, Это же не вишенки! Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не цветочки, Голубые, аленькие- Мы - ребята маленькие! Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Потому, что дружно в нём, Мы одной семьёй растём, Оттого и говорят- В этом детский сад! ( В. ТОВАРКОВ.) В ДЕТСКИЙ САД ПРИШЛА Я С МАМОЙ, В детский сад пришла я с мамой, Как остаться мне одной? Я сказала маме прямо: Уведи меня домой, Без тебя мне скучно будет. Но вот Кто-то за руку берёт. Я заплакать не успела- Закружился хоровод. А потом мы с Ваней Сели на диване, Ездили на лошади С Машею и Алёшею. Посмотри тут сколько кукол! Всех их нужно укачать, Мне теперь уж не до скуки, Просто некогда скучать. (И. ДЕМЬЯНОВ). УТРО. Сосны выстроились в ряд, Клёны под окошком. Входит солнце в детский сад, Светлою дорожкой. Окна чистые блестят, Вымыт пол досчатый. Просыпайся, детский сад! Добрый день, ребята! (В. ДОННИКОВА.) НОВАЯ ДЕВОЧКА. Девочка новая В детском саду. К девочке новой Сейчас подойду. Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной. Вот наши игрушки, Вот слон заводной. Вот кубики наши, Мы строим дома. Ты тоже научишься Строить сама. Пойдём, я к ребятам Тебя отведу. Всем девочкам нравится В детском саду. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ КОГДА НЕ СКУЧАЮТ. Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять. Нина осталась одна. У неё кашель. Сначала Нина скучала. Потом взялась за работу. Убрала Нина игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка. Вернулись ребята. Спасибо сказали подруге. Вопросы: 1. Где играли ребята? 2. Почему Нина осталась одна? 3. Что делала Нина сначала? 4. Какую работу девочка сделала? 5. Что сказали ребята? (Обращаем внимание на использование разных слов: Нина, девочка, подруга.) СТАРШИЕ ДРУЗЬЯ. Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки. Девочки шили одежду для кукол. Мальчики делали игрушечную мебель. Купили книжки с картинками. НА утреннике школьники подарили малышам подарки. Малыши были рады гостям и подаркам. ВОПРОСЫ: 1.Где открылся детский сад? 2.Какие подарки готовили школьники? 3.Что купили для малышей? 4.Когда школьники подарили подарки? 5.Кому и чему были рады малыши? ГРАММАТИКА. СТАРШАЯ ГРУППА. Понедельник. 1.Изменить существительные по числам: ребёнок - дети, врач – врачи, воспитатель – воспитатели, логопед – логопеды, комната – комнаты, зал – залы, полка – полки, шкаф – шкафы, стул – стулья, ковёр – ковры, лампа – лампы, день – дни и т. п. 2.Составить предложения с предлогом НА и двум словам ( книга – полка, ваза – стол, картина – стена, кубики – пол, шуба – вешалка, цветы – клумба, дети – улица, листочки - деревья.) Вторник. 1.Образовывать относительные прилагательные от существительных: стол из дерева – деревянный, ведёрко из пластмассы – пластмассовое, тарелка из фарфора – фарфоровая, полотенце из льна – льняное, чашка из стекла – стеклянная, ковёр из шерсти – шерстяной, мяч из резины – резиновый, подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное, повидло из слив – сливовое, суп из овощей – овощной, шапка из меха – меховая, шарик из пластилина – пластилиновый. 2.Составление предложений с предлогом ПОД и двум словам ( мяч – стол, гриб – дерево, тапочки – кровать, мальчик – душ, котёнок – диван, мама – зонтик, лодка – парус.) Среда. 1.Изменить существительные по падежам (кукла, стол, полотенце, пальто, цветок, рыбка, снеговик, самолётик.) 2. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ,МОИ с существительными: МОЙ – шарф, мяч, стул, солдатик, карандаш, цветок, рисунок, шарик, домик, кубик. МОЯ – кровать, кукла, майка, чашка, одежда, куртка, коляска, вилка, лошадка, шапка. МОЁ – лото, кофе, пальто, лицо, полотенце, одеяло, зеркало, какао, ведро. МОИ – ботинки, перчатки, колготки, кубики, шары, игрушки. Четверг. 1.Оразовывать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: Игрушка – игрушечка, кровать – кроватка, песня – песенка, кукла – куколка, ведро – ведерочко, коляска – колясочка, солнце – солнышко, ветер – ветерок, песок – песочек. 2.Согласовывать прилагательные с существительными: подушка ( какая?) - , мяч (какой?) – ,книга(какая?) - ,сапоги(какие?) - ,пальто(какое?) – и т. п. 3.Образовывать притяжательные прилагательные: Мишина машина, Олина лейка, Танино одеяло и т. п. Пятница. 1.Подобрать к существительным прилагательные с противоположным смыслом: Чистые руки – грязные руки, весёлый мальчик – грустный мальчик, громкая музыка – тихая музыка, светлый шоколад – тёмный шоколад, низкий забор – высокий забор, холодный кофе – горячий кофе, старая книга – новая книга, кислое яблоко – сладкое яблоко, белая бумага – чёрная бумага. 2.Изменить глаголы по лицам и числам: я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют, (играть, любить, танцевать, петь, дарить, спать, мечтать, читать.) ГРАММАТИКА. СРЕДНЯЯ ГРУППА. Понедельник. 1.Продолжать учиться задавать вопросы КТО? ЧТО? к существительным: девочка, мяч, самолётик, воспитатель, ковёр, мальчик, стол, мама, логопед, зонтик, чашка, кошка, юла и т. п. 2.Изменить существительные по числам: барабан – барабаны, флажок - , мальчик - , кубик - ,полотенце - ,песня - , занятие - , девочка - ,стул - ,машинка - , и т. п. Вторник. 1.Соглосовать числительные ОДИН, ОДНА с существительными: ОДИН- шар, совок, ковёр, кубик, петушок, кораблик, мяч, стол, шкаф, солдатик и др. ОДНА- кукла, шапка, книга, тарелка, лампа, салфетка, варежка, тумбочка, мыльница. 2. Употребить существительные ед. числа в ВИН. падеже: Мише подарили (ЧТО?)- машинку, книгу, мяч, конфеты, кораблик, кепку, фонарик, лото. Соне подарили (КОГО?)- попугая, котёнка, щенка, хомячка. Среда. 1.Употребление глаголов прошедшего времени мужского и женского рода: Мальчик спал, а девочка спала.( читать, играть, рисовать, обедать, прыгать, ловить, бегать, лепить.) 2. Употребить существительные ед. числа в РОД. падеже без предлога. Нет (ЧЕГО?) - занятия, завтрака, стола, робота, салфетки, котлеты, фонарика, картинки. Нет (КОГО?)- подруги, Коли, врача, товарища, мамы, рыбки, Иры, повара, попугая. Четверг. 1.Образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: Спальня-спаленка, зайка-, кукла- , песня- , картина- , туфель- , бусы-, лестница-, хлеб-. 2.Употребить существительные ед. числа в ПРЕД. падеже с предлогом «О»: Думаю (О ЧЁМ?)- о прогулке, о фильме, о книге, о машине, о встрече. Думаю (О КОМ?)- о щенке, о попугае, о маме, о котёнке, о подружке, о птичке. Пятница. 1. Согласовывать прилагательные с существительными: Одеяло ( какое?)- , кубик ( какой?)- ,указка( какая?)- , дни( какие?) – и т. п. 2.Составление простых не распространённых и распространённых предложений. Ответить на вопрос: ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ УТРОМ? ДНЁМ? ВЕЧЕРОМ? ЗАГАДКИ. Если заболело ухо, Если в горле стало сухо, Не пугайся и не плачь, Ведь тебе поможет …(врач). Он приучает детишек к порядку, Он проверяет ребячьи тетрадки. Научит детей и писать, и читать, И складывать цифры, и вычитать. (учитель) Он с утра на кухне нашей Варит суп, компот и кашу. (повар) Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (дворник) Мы идём за шагом шаг И твердим: «тик-так, тик- так!» Если нас не завести, Перестанем мы идти. (часы) Дела у меня не мало- В дочки- матери играла. А теперь хочу я спать, И зовет меня …(кровать) Она висит под потолком, Ее подвески из стекла, Ее мы включим вечерком, И станет комната светла. (люстра) ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. 1.Девочки и мальчики. Девочки и мальчики (дети кладут руки на пояс) Прыгают как мячики (прыжки на месте) Ножками топают (ритмично топают) Ручками хлопают (хлопают в ладоши) Глазками моргают (закрывают открывают глаза) После отдыхают(опускают руки и наклоняют голову) 2.Летом. Летом дети плавали (имитируют) Бегали, гуляли (выполняют бег на месте) Летом дети прыгали, (прыжки на месте) А после отдыхали (кладут руки под щёку) 3.Заводите хоровод, Заводите хоровод вокруг гармошки- (дети встают в круг) Выше ушки, Хлоп в ладошки (руки к голове и шевелят кистями- это ушки) Топ-топ ножки (ритмично топают) 4.Завертелись карусели. (дети по 5-6 человек садятся вокруг обруча) Завертелись карусели И помчались с ветерком. Поначалу еле-еле, А потом бегом, бегом. Ля-ля-ля… Повертелись покружились, А потом остановились. (берут в руки обруч и передают его вправо, влево в ритм песенки) РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Человечки. Побежали вдоль реки (движение указательных и средних пальцев по поверхности стола к краю) Дети наперегонки (повторить несколько раз) Цветок. Вырос высокий цветок на поляне, (пальцы рук –цветок с закрытыми лепестками) Солнечным утром раскрыл лепестки (развести пальцы рук). Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь). Дружно дают под землёй корешки. (пальцы- корни) Козы. Идёт коза рогатая, («коза» правой рукой). Идёт коза бодатая, К ней другая спешит, («коза» левой рукой) Колокольчиком звенит. («колокольчик») Ёжик. Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке).
|