Составитель: Воспитатель Демидова Е.Н. МБ ДОУ №8 «Якорек»
Проблема. В возрасте 2-3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, какой формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Тема была выбрана в апреле. И была разработана для реализации ближе к празднику «День Солнца» (3 мая – «День Солнца»). В это время солнышко начинает светить чаще, ярче, становится теплее. Это, конечно, заметили и дети. В этом возрасте (2-3 года) у детей закладывается сенсорное представление (форма, цвет, размер). Хотелось так же обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая тема.
Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.
Задачи:
- Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
- Развить навык работы кисточкой, красками, клеем.
- Воспитать у детей правильное отношение к поведению на солнце, к правилам безопасности.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники: Педагоги – воспитатель группы Евгения Николаевна, дети первой младшей группы, родители.
Длительность: 3 недели
Ожидаемый результат:
- развитие у детей наблюдательности (узнают и называют солнце в книжках, на картинках)
- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет», «солнышко», «лучистое» и т. д.
- узнают и называют желтый цвет
Подготовительный этап:
- Беседы с детьми для выявления знаний детей о солнце.
- Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстрационный материал..
- Подготовка атрибутов для игр, НОД.
Основной этап:
- Чтение и заучивание стихотворения «Солнышко», физкультминутки – песни «Я на солнышке лежу».
- Подвижная игра «Солнечные зайчики».
- Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.
- Проведение рисования и лепки по теме «Солнышко».
- Игра с солнечным зайчиком.
- Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».
- Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома), просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
- Эксперимент «Холодно — тепло»
- Компьютерная презентация на стихотворение «Солнышко».
- Дидактическая игра «Капельки и тучки» и «Солнышко».
- Подвижная игра «Солнышко и дождик».
- Игра «Угадай, какое настроение у Солнышка?»
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента на Весеннем развлечении «Возвращение солнышка».
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта.
Подготовка презентации по фотографиям.
Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
В перспективе –
- Эксперимент с растениями «Растения и солнце»
- Эксперимент «Лед – вода»
- Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем (наблюдение за деревьями, травой, цветами)
- Правила безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны солнечные очки, панамка и др.)
- Закаливание солнцем
Вывод:
Хотелось детям дать элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. А также вовлечь каждого участника в активный, познавательный и творческий процесс.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца, делали выводы о его влиянии на природу. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения.
Инструментарий: Компьютер, интернет, бумага белая, цветная, гофрированная, картон цветной, клей, ножницы,, столы, стулья, кисточки, краски гуашь, цветные карандаши, фломастеры, ручка, магнитофон, диск с детскими песнями, пластилин, зонтик, солнечные очки, панамки, диски CD, степлер, скрепки для степлера, конфеты, дырокол, тоненькая ленточка, шнурок, липкая лента, бантики, стакан, металличес, клеенка, непроливайки.
Использованная литература:
- Янушко Е.А. «Лепка и рисование с детьми раннего возраста1-3 года»
- Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года.»
- Т.Н. Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой»
- А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова «Развитие речи»
- С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»
- Т.Г. Филиппова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке».
- Материал из интернета.
Приложения к работе «Проектная деятельность в первой
младшей группе «Ласковое солнышко»
- Физкультминутки.
- Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики).
- НОД по лепке на тему: «Солнышко».
- НОД по рисованию на тему: «Повисли с крыш сосульки-льдинки…»
- НОД по рисованию на тему: «Солнышко лучистое, улыбнулось весело…» (Коллективное рисование ладошками)
- .Тематические прогулки:
- «Здравствуй, солнечный зайчик!».
- «Солнечная мозаика».
- «Наблюдение за солнцем весной».
7. .Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова).
8. .Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
9. .Гимнастика для глаз.
10. Дидактическая игра «Помогите найти лучики»
11. Стихотворения про солнышко.
12. Весеннее развлечение «Возвращение солнышка"»
13. Компьютерная презентация на стихотворение «Солнышко».
14. Подготовка к презентации «Проектная деятельность в первой младшей группе «Ласковое солнышко»".
Результаты проекта.
Проект «Ласковое солнышко» краткосрочный и длился 3 недели. Так как проект информационно-исследовательский, дети узнали много о природном объекте – солнце и его влиянии на окружающий мир, наблюдали за изменениями в природе, связанные с солнцем. Дети узнали, что благодаря солнцу живут растения, люди, животные, без солнца не было бы жизни на Земле.
Во время эксперимента «Холодно-тепло» дети узнали, что солнышко греет, от него тепло, светло, а без солнышка – холодно и темно. Обогатился активный и пассивный словарь детей за счёт слов «яркое», «светлое», «ласковое», «светит, улыбается, греет» и т.д. Появился интерес к экспериментальной деятельности, дети стали более наблюдательными и любознательными.
Во время подвижных игр «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики» дети научились осознанно и осмысленно выполнять действия с текстом.
На непосредственно организованной деятельности по лепке научились надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне и изображать солнце.
Выучили стихотворение «Солнышко».
Таким образом, задачи и цели проекта были выполнены: даны элементарные представления о солнце; сформирована познавательная активность детей при проведении экспериментов, наблюдений, обогащён словарный запас.
|