Непосредственно – образовательная деятельность "Морское путешествие"
старшая группа.
Программное содержание:
- систематизировать знания детей о водных видах транспорта
- упражнять в счете до 20, в порядковом счете до 10, уметь обозначать цифрой количество предметов,
- закрепить знания геометрических фигур: ромб, трапеция, треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д,
- продолжать учить решать примеры; составлять задачи с опорой на наглядность и без нее
- развивать логическое мышление в решении занимательных задач, составлении целого из частей, развивать память и смекалку
- ввести в активный словарь названия многоугольников.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Материалы к занятию:
- мачта с флажками, фуражка капитана
- карта-схема
- картинки морских видов транспорта
- сюжетные картинки для решения задач
- цифры, знаки на каждого ребенка
- карточки с количественным обозначением предметов
- набор геометрических фигур
- многоугольники на каждого
- 2 картинки (русалки с 10 отличиями)
- карточки с различными линиями
- картинки морских обитателей, животных Севера и пустыни
- игра. Найди недостающую фигуру
- краски, кисти, тампоны, гуашь, кисти, бумага синего цвета.
Предварительная работа:
- математические занятия, игры-путешествия
- дидактические игры, логические игры
" Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Дни недели", "Когда это
бывает", "Найди недостающую фигуру",
- изучение цифр
- решение задач и примеров; решение занимательных задач
- работа с линейкой
- сравнение предметов по длине, толщине, высоте.
Методические приемы:
игровые: игра-путешествие, дидактические игры "Найди недостающую фигуру", "Шестой лишний", "Обозначь цифрой", "Собери из частей", сюрпризный момент.
наглядные: карта-схема; использование сюжетных, предметных картинок,
карточек для индивидуальной работы;
практические: решение задач и примеров, составление целого из частей;
рисование морского дна;
словесные: индивидуальные и хоровые ответы, указания, подсказка,
индивидуальная помощь.
Ход:
В группе "построен корабль"
Воспитатель: Вы хотели бы попутешествовать по морям и океанам?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда необходимо выбрать, на чем мы поплывем путешествовать (показывает иллюстрации).
Дети, назовите то, что вы видите:
Дети: корабль, грузовое судно, парусник, яхта, шлюпка, плот, спасательный круг
Воспитатель: А как можно назвать всё это одним словом?
Дети: водный транспорт
Воспитатель: А что здесь лишнее?
Дети: спасательный круг
Воспитатель: Так, на чем же мы поплывем в путешествие?
Дети: На корабле.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что он надежный, вместительный вид транспорта для пассажиров.
Воспитатель: (показывает карту – схему) Нас ожидают невероятные приключения, неожиданные встречи, много нового и интересного. Но капитану нужен помощник — штурман, который проведет корабль самым трудным и опасным путем — между водорослями, мимо подводных скал, коралловых рифов, минуя мель, вокруг айсберга. Для того, что бы отправиться в путь необходимо ответить на вопросы:
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- А какой будет завтра (вчера)?
- Время года?
- В какое время суток мы отправляемся путешествовать?
- Какого цвета бывает море?
- Кто старше: я или вы?
- Назовите соседей числа 5 (7).
- Что больше 8 или 9; 4 или 2?
(По числу ответов одного ребенка назначают штурманом).
Воспитатель: Маршрут нашего путешествия обозначен на
карте (показывает). Ну, что? В путь! Занимайте места на корабле.
Прежде чем оплыть — надо подкрепиться — поесть каши.
На столах у каждого разложена игра «Чего не хватает?»
На ваших местах горшочки с разной кашей в трех рядах — в одном ряду горшочка не хватает -найдите, какого по цвету, форме горшочка не хватает в третьем ряду и нарисуйте, а штурман проверит, все ли подкрепились?!
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ну что же, кто не успел, тот будет слаб в пути — мы будем помогать.
Слышится шум моря.
Воспитатель: Поплыли!
Посмотрите, дети, водоросли, их так много, они разные, напоминают разные линии. Штурман будет показывать линии на карте, а вы — называть и показывать линии, на которые похожи водоросли. (ломаная, кривая, прямая, замкнутая)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, посмотрите в иллюминаторы — впереди скалы. Чтобы не наскочить на них, необходимо найти самые высокие, низкие и одинаковые по высоте скалы.
Дети на картинке показывают разную высоту скал.
Воспитатель: Молодцы, дети удачно справились с заданием.
А вон, посмотрите, сколько морских обитателей впереди корабля. Это залив моря, а в нем всегда много рыбы. Кто посчитает?
Дети считают рыб.
— А какая рыба здесь лишняя? Почему?
Дети: потому что это речная рыба – карп, а он водится в пруду. (Изображение карпа убирается)
Воспитатель: Правильно, молодцы дети. Поплыли на остров, который лежит впереди. Чтобы попасть на него, нам необходимо построить мост, который будет из разных многоугольников и геометрических фигур
Многоугольники лежат на столах. Берите части моста и давайте строить.
Дети строят "мост" из многоугольников.
Воспитатель: (Показывает картинку из 7 членов негритянской семьи)
На острове живут разные жители, старые и молодые, и их дети. Назовите, какой по счету дедушка, внучок, внучки, бабушка, папа, мама.
Порядковый счет.
Воспитатель: А теперь мы должны им помочь сосчитать собранный урожай и обозначить цифрами бананы, виноград и ягоды. Занимайте места и считайте. Дети, посчитав фрукты, обозначьте их цифрой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Штурман, проверь, все ли верно?
Штурман проверяет правильность выполнения.
Воспитатель: Молодцы, дети, отправляемся дальше. Путь наш лежит через
ледники, где обитают северные обитатели морей.
Шум моря.
— Дети, смотрите, "Айсберг". Как вы думаете, какая температура воды сейчас в океане, если мы вплываем в зону ледников: положительная или отрицательная. А чем мы могли бы ее измерить?
Дети: Термометром для воды.
Воспитатель: Дети, много разных животных живет на Севере.
Сейчас поиграем в игру "Найди пару".
У мальчиков в руках картинки животных, а у девочек их детеныши. На сигнал капитана вы разбегаетесь, а на сигнал штурмана "Вместе" вы должны найти друг друга.
Игра "Найди пару".
Воспитатель: Ну что же, будем отправляться в обратный путь.
Шум моря.
Появляется водяной:
Водяной: С бородой зеленою из ряски
Дедушка веселый и смешной
Рыбкам я рассказываю сказки
Кто я? Угадали.....
Дети: Водяной
Водяной: Здравствуйте, дети! Приветствую вас у себя в гостях. Давно я не встречал в своих краях таких путешественников. А сколько же вам лет?
(спрашивает у 2-х 3-х детей).
Воспитатель: Да, мы смелые, отважные, да, сообразительные.
Водяной: Сейчас я проверю. Загадаю я вам шутки-задачи и проверю вашу смекалку.
1. В море плавало 9 верблюдов. Один приплыл к берегу. Сколько верблюдов осталось в море?
(ни одного)
2. На двух ногах тюлень весит 100 кг. Сколько кг весит тюлень на одной
ноге?
(100 кг)
3. На дубе висело 10 апельсинов. 2 упало. Сколько осталось на дубе апельсинов?
(ни одного)
Молодцы, дети, смекалистые вы. А есть у меня две сестрички — близняшки.
Я все время их путаю. А вы сможете найти, чем же они отличаются?
(показывает картинки 2-х русалок).
Дети находят 10 отличий.
Водяной: Правильно, ребята, и с этой задачей вы справились. А составьте-ка вы задачу про рыб.
Показывает рисунок.
Дети решают задачу за столами, выкладывая решение цифрами и знаками.
Водяной: Молодцы, дети, можете плыть дальше, я уверен, у вас все получится.
Дети "возвращаются" в д/сад.
Воспитатель: А в память о нашем путешествии мы нарисуем то, что видели: водоросли, рыб, морских животных разными средствами: красками, гуашью и тампонами, ладонью и щеткой.
Дети выбирают средства изобразительности самостоятельно и рисуют по желанию.
Из рисунков детей составляется панно "Морское дно".
Литература:
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. — М., Тв. центр, 2006
Программа "Радуга" 5-6 лет М., Просвещение, 1996
Соловьева Е.В. — Математика и логика для дошкольников. — М., Просвещение, 2000.
|