Неронова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ детский сад "Чебурашка" №75 Город Брянск
Программные задачи: Формировать познавательные интересы и эстетические представления детей посредством музейной педагогики. Развить умение воспринимать информацию и пользоваться ею. Расширить активный словарь детей (свеча, подсвечник, названия металлов). Закрепить знания о севере. Способствовать развитию общей и мелкой моторики, словесно-логического мышления, слухового внимания, целостного восприятия мира, психических процессов.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: "Снежная Королева" Х.К. Андерсена; рассматривание иллюстраций; беседы; рассматривание экспонатов группового мини-музея.
Оборудование: Выставка "Чудо- подсвечники" в групповом мини-музее; глиняные поделки в виде подсвечников; подставки; картины; плакат; домик; конверт; свечи; гуашь синего цвета; кисточки; салфетки; стакан с водой.
Здравствуйте гости. Мы очень рады встретить сегодня Вас в нашей группе. разрешите пригласить Вас в наш мини-музей. Ребята, давайте вспомним, что такое музей?
Дети: Музей это такое место где собираются, хранятся и показываются старинные, красивые и очень интересные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди, они долго-долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки.
Воспитатель: В нашем мини-музее сегодня новая экспозиция. Попробуйте отгадать, какому предмету посвящена наша выставка...
Дружит с ярким огоньком И любой украсит дом. В объятиях крепко держит свечку, А зовется он.... (подсвечник).
Воспитатель: Обратите внимание на многообразие подсвечников. Какие они прекрасные: в виде розы, кувшинки, колокольчиков, чаши и лепестка. Я буду рассказывать вам о представленных на выставке подсвечниках и значит кем я буду?
Дети: Экскурсоводом.
Воспитатель: Я сегодня — экскурсовод, а это мои помощники.
Итак, мы приглашаем вас на экскурсию.
Давным — давно, пока не придумали еще электрических лампочек, людям помогали освещать дома свечи. Но с тех пор, как были придуманы электрические лампы, свечи уступили им дорогу. И сейчас люди используют свечи для того, чтобы украсить ими праздник или романтический вечер, ведь зажженная свеча служит людям символом таинства, надежды, веры и мудрости. Свечи, когда горят, плавится воск. Во избежание ожога люди придумали приспособление- подставку под свечи. Подставка называется подсвечником. В нашем музее собрано много подсвечников. Все они разные, непохожие друг на друга. Много творчества и фантазии вложили в них мастера, которые их изготовили. Но мало придумать подсвечник, нарисовать его, надо еще выбрать материал для его изготовления. У нас есть подсвечники из дерева, из природных материалов (оникс, кварц), из металла (они очень тяжелые), из стекла, из гипса, из глины.
Рассказ сопровождается показом, можно дать детям потрогать подсвечники.
Ребенок: В холодные зимние вечера давным- давно люди зажигали свечи, бедные — на посиделках в избах, богатые — на балах. На посиделках пели песни, рассказывали интересные истории.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво горит свеча. Но что я вижу. Дрогнула свеча. Кто-то к нам пришел. (Зажигает свечу).
Ребята, почтальон принес письмо. Сейчас я вам его прочитаю. " Я знаю, у вас скоро праздник. Но праздника не будет. Снегурочка у меня. Так что подарков и веселья не ждите!"
Кто же это мог прислать такое письмо? Да тут есть печать Снежной Королевы.
Дети: Снежная Королева украла Снегурочку и заточила ее в башне.
Воспитатель: Ребята, какой праздник мы с вами ждем?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы праздник состоялся?
Дети: Вернуть Снегурочку.
Воспитатель: Как же вернуть Снегурочку?
Дети: Найти замок Снежной Королевы.
Воспитатель: Как вы думаете, где мы будем искать замок Снежной Королевы? Посмотрите на картины. (Четыре картины- пустыня, зимний лес, север, тропики). Где же находится замок?
Дети: На севере.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в путешествие на север. Как мы определим, где находится замок Снежной Королевы? Что нам может помочь?
Дети: Надо рассмотреть глобус.
Воспитатель: Недалеко от Северного полюса находится страна Лапландия. как вы думаете, каким цветом выделен на глобусе Север?
Дети: Белым. на Севере кругом снег и лед.
Воспитатель: На чем отправимся в путь? а ответ найдем в загадках...
"По дороге дом идет, далеко он всех везет. У него на ножках четыре сапожки" (автобус)
"Вот стальная птица в небеса стремится, А ведет ее пилот. Что за птица?... (самолет)
Рогатый коняшка То на воле, то в упряжке?... (олени)
Правильно ребята. трудный далекий путь предстоит впереди. Ехать на автобусе, лететь самолетом, добираться на санях в оленьих упряжках. и сейчас мы разомнемся перед дорогой. Отправляемся в путь!!
Физкультминутка
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем. Чтобы холод нам прогнать, надо руки вверх поднять, Себя за плечи обхватить, телом дружно покрутить, А потом передохнуть, чтоб опять пуститься в путь.
И так мы добрались до места. Что мы видим вдалеке?
Дети: Замок!
Воспитатель: Ребята, я вижу на пути препятствие с заданием." Собери правильно чудо узоры". Если мы не соберем картинки, двери в замок не откроются... (Дети собирают пазлы узоров). Молодцы ребята! Посмотрите кто появился?
Дети: Снежная Королева.
Воспитатель: Как вы думаете, какое сердце у Снежной Королевы?
Дети: Ледяное.
Воспитатель: У Снежной Королевы ледяное сердце. Как вы это понимаете? Что это значит? Какая она?
Дети: Злая, недобрая, ни с кем не дружит, ни о ком не заботится....
Воспитатель: Снежная Королева неприветливая, равнодушная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Снежная Королева стала добрее?
Дети: Мы подарим Снежной королеве частичку своей доброты.
Воспитатель: И еще мы можем подарить частичку тепла. Я хочу вам предложить расписать ранее сделанные из глины подсвечники росписью "Гжель". Давайте вспомним, какие цвета? Из чего состоит узор?
Дети: Узор состоит из бутонов, цветков, завитков, решетки, точки. Всегда бело-синяя. Яркая роспись. Прямо какая-тол звонка, будто колокольчик на морозе звенит "дзинь- дзилинь"! Предмет у мастеров всегда белоснежный, а поверх художник ведет кисточкой с одной -единственной краской- то слабее нажимает на кисточку, то сильнее. То всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком.
Воспитатель: Я думаю, красивые бело- сине-голубые подсвечники растопят холодное сердце Снежной Королевы и она вернет Снегурочку. Давайте украсим подсвечники росписью " Гжель". Для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят- доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладоням) Если пальчики заплачут- их обидел кто-то значит. (трясем кистями). Если пальцы пожалеем- добротой своей согреем (моем руки, дышим на них). К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем (поочередно).
Присядем за столы. (Дети выполняют работы)
Воспитатель: Ребята, я сейчас зажгу в подсвечниках свечи. Посмотрите, у Снежной Королевы появилась улыбка, значит, у нас все-таки будет праздник. Придет Снегурочка-красавица. А Снегурочка какая?
Дети: Добрая, приветливая, ласковая. вежливая, хорошая, веселая...
Воспитатель: Еще Снегурочка дружелюбная. Что это значит?
Дети: Она любит друзей, хорошо ко всем относится.
Воспитатель: Про нее можно сказать, что у нее "золотое сердце". Мы побывали с вами на выставке подсвечников. Давайте с вами в следующий раз устроим выставку Рождественских и Новогодних свечей.
Дети: Да.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Все хорошо сегодня подрудились. Наиболее удачные и красивые работы мы поместим в нашем мине-музее. Эти работы будут называться как?
Дети: Экспонаты.
Воспитатель: Понравилось вам сегодня занятие? Что вам больше всего понравилась?
Дети: Разукрашивать подсвечники, собирать узор, отгадывать загадки.
Воспитатель: Чему вы научились?
Дети: Научились расплавлять холодные злые сердца добротой. Мы узнали, что бывает много разных подсвечников. Они выполнены из разных металлов.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, потому что я знала, что со мной мои отважные, добрые, с любящим сердцем дети!
|