Макетирование как средство всестороннего развития дошкольников
Автор:
Кривоногова Татьяна Геннадьевна воспитатель ВКК МАДОУ «Детский сад № 31»
Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в ДОУ используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование – это творческая конструктивная деятельность, создание игрового пространства.
Скачать конспект
Использование макетов в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ отвечает принципу интеграции образовательных областей. Макеты способствуют развитию творческого мышления, поисковой деятельности, познавательной активности ребёнка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
- эмоциональная отзывчивость
- любознательность
- активность
- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Работа по созданию макетов предполагает также активное взаимодействие с семьями воспитанников. Родители могут участвовать в подборе материалов, деталей или изготовлении собственных макетов в домашних условиях.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались в самостоятельной детской игре и в непосредственно образовательной деятельности. Для этого требования, предъявляемые к РППС в целом, я адресую и к каждому макету. То есть, макет должен быть насыщенным, трансформируемым, безопасным, вариативно используемым.
Представляю несколько авторских макетов, реализующих здоровьесберегающие технологии и способствующих всестороннему развитию дошкольников.
- Игровой макет для детей старшего дошкольного возраста «Дворец спорта»
Цель: укрепление физического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни средствами игровых технологий.
Задачи:
- Знакомство с ситуацией тренировок, занятий разными видами спорта: гимнастика, плавание, спортивные игры с мячом.
- Закрепление и обобщение знаний детей о видах спорта, спортивном инвентаре, здоровом образе жизни.
- Решение конкретных игровых задач на основе макета (моделирование ситуаций).
- Развитие монологической и диалогической связной речи, развитие коммуникативных навыков.
- Активизация словарного запаса по теме «Спорт».
- Развитие внимания, тренировка глазных мышц при использовании офтальмотренажёра.
- Развитие речевого аппарата, формирование направленной воздушной струи.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие воображения, навыков сочинительства.
- Воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе.
Макет представляет собой уменьшенную условную модель Дворца спорта. Воображение ребёнка направляется на события, происходящие «внутри» объекта, имеющего фасадную часть и залы в вертикальном разрезе. Отдельные детали макета ( «стены», «покрытие пола», «потолок») могут вариативно использоваться и создавать новое пространство для сюжетной игры. Например, помещение с ковровым покрытием и зеркальной стеной – зал для занятий гимнастикой, без коврового покрытия – бассейн. Крышка конструкции может использоваться как макет футбольного поля.
В игровой набор входят:
- игрушка-гимнаст на перекладине
- игрушка-дергунчик
- «пловцы» (условные игрушки из пенопластовых шариков)
- комплект мячей для спортивных игр, соломинки для коктейля
- набор карточек для игры «Четвёртый лишний»
- набор карточек с загадками о спортивных играх с мячом «Чей мяч?»
- набор предметных картинок «Инвентарь для зимних видов спорта»
- карточки с комплексом упражнений «Делай как я!»
- офтальмотренажёр «Баскетбрлист»
- набор предметных картинок «Гимнастика», «Бокс»
- «футбольное поле».
Варианты игры.
«В бассейне». В игре участвуют двое. У каждого игрока «пловец» и соломинка для коктейля. Задача игроков передвинуть с помощью направленной струи воздуха своего спортсмена на противоположный край бассейна и обратно.
«В гимнастическом зале». С помощью игрушки-дергунчика можно обыграть ситуацию тренировки гимнастки, продемонстрировать упражнения и возможности человеческого тела.
«Четвёртый лишний». Игра развивает логическое мышление. количество игроков не ограничено. На карточках изображены предметы, имеющие и не имеющие отношение к спорту. Игроки по очереди называют предметы, которые видят на карточке и указывают «лишний», аргументируя свой ответ.
- Игровой макет для детей старшего дошкольного возраста «Зубастик и друзья»
Цель: познакомить со строением челюсти человека, учить ухаживать за полостью рта и сохранять зубы здоровыми.
Задачи:
- Уточнить и расширить представление детей о правилах ухода за полостью рта и зубами.
- Познакомить с вредными и полезными для зубов продуктами.
- Уточнить правила поведения в общественных местах на примере стоматологической клиники, знакомить с профессией врач-стоматолог.
- Расширять активный словарный запас, связную речь.
- Развивать мелкую моторику, координацию и ловкость.
- Развивать умение поддерживать беседу, работать в коллективе.
Макет представляет собой увеличенную модель нижней челюсти с зубами и языком. Может служить наглядным пособием для демонстрации строения части ротовой полости, для демонстрации правильного способа чистки зубов, а также игровым полем.
Верхняя часть макета содержит дидактический материал по теме «Здоровье зубов»:
- алгоритм «Чисти зубы правильно»
- схема «Как развивается кариес»
- алгоритм «Профилактика кариеса»
- игра «Вредные и полезные продукты для зубов» (карточки с изображением продуктов на красном, жёлтом и зелёном фоне и картинки с изображением здорового и повреждённого зуба)
- игра «Удали микробов» (иллюстрация опасного влияния микробов на зубы, игровой набор из конструктора Банчемс-репейник, 2 зубные щётки)
- игрушка Зубастик, кукла Стоматолог, Зубная Щётка, игрушка Зуб в разрезе.
Вариант игровой ситуации.
«У стоматолога».
Зубастик: «Здравствуйте, я Зубастик. Мои зубки белые, крепкие, красивые. Это потому, что я слежу за ними. А помогают мне мои друзья: Стоматолог, Зубная Щетка и полезные продукты. Хотите с ними познакомлю? Стоматолог – это «зубовед», он не только знает всё о зубах и лечит их, но и объясняет, как сделать так, чтобы избежать болезни зубов».
Стоматолог: «Да, у некоторых дошкольников уже сейчас зубы начинают болеть, чернеть, шататься. Что их разрушает? Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес)».
Зубастик: «Чтобы я оставался красивым и здоровым, мне нужны полезные продукты. Выберите из карточек те, которые укрепляют зубы и те, которые вредят здоровью зубов».
Зубастик: «После еды в полости рта появляются микробы (конструктор Банчемс). С помощбю зубной щётки очистите зубы от микробов». Игроки собирают по одному «микробу», соревнуясь в скорости и ловкости.
- Игровой макет для детей старшего дошкольного возраста «Зоркий глаз»
Цель: профилактика и укрепление зрения детей дошкольного возраста, знакомство со строением глаза человека.
Задачи:
- Познакомить детей с приёмами сохранения и укрепления зрения.
- Сформировать у детей умение бережного отношения к своему здоровью, в том числе к зрению.
- Развивать познавательные способности воспитанников.
- Обогащать словарь детей новыми словами: окулист, гимнастика для глаз, зрачок, веко.
- Способствовать формированию умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развивать творческое воображение и образное мышление.
- Воспитывать уважение к труду врачей.
Макет представляет собой увеличенную модель глаза человека. К макету прилагается лэпбук «Зоркие глазки» с комплексом игрового дидактического материала, офтальмотренажёров (по Базарному) и др.
Представленные макеты позволяют решать ряд актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья дошкольников. Кроме того, развивают речь, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческие способности, то есть способствуют всестороннему развитию дошкольников.
|