ПРИНЦИПЫ ЮНГИАНСКОГО АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЙ

Общая точка зрения на психологию сновидений

Сновидение Юнг считал рудиментом бессознательной психической деятельности. В целостном процессе душевной жизни отдельные сновидения выглядят как случайные переживания, хотя и могут сопровождаться сильными аффектами, так что при пробуждении сновидец убежден в их значимости и важности. Однако содержание сновидения редко сохраняется в сознании дольше двух-трех дней, за исключением небольшого количества снов, производящих слишком яркое впечатление или снящихся периодически, на разных этапах жизни. "Причины такого исключительного положения сновидения лежат в его особенном способе возникновения: оно не проистекает, подобно другим содержаниям сознания, из явственно видимой, логической и эмоциональной континуальности пережитого; сновидение — рудимент той психической деятельности, которая имеет место во время сна. Уже этот способ возникновения изолирует сновидение от прочих содержаний сознания, но еще более обособляет сновидение от них его своеобразное содержание, которое находится в разительном контрасте к сознательному мышлению" (67, с. 155).
Сновидения в аналитической психологии принято считать важным фактом душевной жизни, поскольку они являются формой, способом прямого вмешательства трансцендентной функции, в череду психических событий. Последняя представляет собой функцию связи между противоположностями, сознанием и бессознательным, различными типами свойственной им установки. Она есть, как указывает Юнг, естественный процесс смены образов и символов, спонтанно проявляющихся в снах и видениях. Смысл сновидения, задаваемый трансцендентной функцией, зависит от того, насколько нуждается в компенсации сознательная установка сновидца. Если она слишком односторонняя, то сновидение занимает противоположную позицию, если особых крайностей не наблюдается, то оно довольствуется вариантами изображения реальной ситуации, "если же положение сознания правильное (адекватное), то сновидение полностью смыкается с ним, подчеркивая одновременно свои собственные тенденции, иначе потерялась бы его своеобразная автономия" (67, с. 190). Поэтому смысл сновидения может быть понят только при помощи человека, который его видел, с учетом его актуальной жизненной ситуации.
Примером, иллюстрирующим данное положение, может служить серия сновидений, принадлежащих 40-летнему мужчине:
1. Я нахожусь в городе, где прошли мое детство и юность. Я брожу по улицам, не могу их узнать, но все же знаю, где я, и наконец прихожу к дому, в котором раньше жила моя семья. Мне очень хочется зайти в нашу бывшую квартиру, но я понимаю, что там сейчас живут совсем другие люди, чужие. Я все-таки вхожу и вижу: там все другое, все изменилось. Мне очень грустно, и я просыпаюсь с ощущением пустоты и какой-то потерянности, ненужности. Проснувшись, я думаю, что не нужно было делать этого, т.е.входить в квартиру.
Примерно через месяц приснился следующий сон, который, по мнению сновидца, имел отношение к первому
2. Я снова в своем родном городе. Я сижу один за деревянным столом во дворе дома, где мы жили. Ко мне подходит группа людей, это мои друзья и знакомые. Потом я понимаю, что это — знакомые моей молодости, и думаю, что они вряд ли меня узнают. Но кто-то из них говорит: "Сережа!" — и начинается общий разговор. Среди них девушка, отношения с которой были давно и остались какими-то незаконченными. Вернее, я во сне знаю, что между нами что-то не закончено. Кто она, как ее зовут, я не помню. На ней свободный светлый плащ, я хорошо запомнил его. Я знаю, что мы должны с ней уйти от остальных, но сон на этом заканчивается (мы так и не уходим).
Последнее сновидение, приснившееся через полгода
3. Я опять в городе своей юности, стою на обочине широкой асфальтированной дороги, по которой идет много людей. Похоже, что они возвращаются с гулянья, типа маевки, на них праздничная одежда. Я вижу женщину в светлом плаще, таком же, как в предыдущем сне. Но я узнаю плащ и вижу, что это моя жена. Она берет меня под руку и мы уходим вместе со всеми.
Все три сновидения связаны с изменениями, происшедшими в жизни сновидца. В силу определенных политических и социальных событий он оказался оторванным от мест, где родился и вырос, фактически стал гражданином другого государства. Сергей Николаевич (назовем его так) остро переживал разрыв с родиной, невозможность возвратиться в родные места, в страну, которую он всегда считал своей. Первое сновидение показывало всю тщетность намерения вернуться обратно, подчеркивало, что там теперь все другое. Бессознательное в противовес сознательной установке твердит: этого делать не нужно.
Второй сон приснился, когда ностальгическая тоска стала менее острой, сознательная установка была направлена на взаимодействие с людьми, вариант которого и показан в сновидении. Сюжет третьего сновидения смыкается с реальным положением дел, бессознательное показывает, что жизнь среди людей всюду одна и та же ("везде есть жизнь, и тут была своя", как пишет И.Бродский). Своеобразная тенденция прослеживается в фигуре жены, одетой в плащ, принадлежавший подруге молодости. Эта деталь делает сновидение немного странным и потому запоминающимся.
В аналитической психологии, в отличие от психоанализа, важным считается не каузальный, а финальный (телеологический) способ рассмотрения сновидения. Речь идет о том, что юнгианство занято ответом на вопрос, зачем снится данное сновидение, что оно хочет сообщить, а не вопросом почему снится то-то и то-то и откуда взялись те или иные образы и сюжеты. Финальностью сна Юнг называет его психологическую целеустремленность. Это цель-смысл, цель-назначение. Сновидение всегда есть бессознательное послание, нуждающееся в том, чтобы быть услышанным.
Что же касается каузального способа истолкования, то в аналитической психологии он утрачивает свой редуктивный характер, точнее, сама редукция как сведение к первопричине оказывается несколько иной. В основе образов сновидений лежит преимущественно архетипическая символика, поэтому редукция в процессе интерпретации уступает место амплификации, обогащению имеющихся содержаний дополнительными значениями встретившихся в сновидении символов.
Телеологическое рассмотрение сновидения затруднено тем, что трансцендентная функция хотя и не действует без намерения и цели, результаты ее работы трудны для понимания. Корректирующие и направляющие влияния исходят из бессознательного и призваны не столько помочь в разрешении актуальных проблем сновидца, сколько изменить чересчур одностороннюю установку его сознания. Значительна роль трансцендентной функции и в стимулировании совести. Она дает иную, по сравнению с сугубо личной, перспективу, смещает точку зрения. Кроме того, возможное решение, подсказанное бессознательным, выглядит как исходящее из объективного источника.
При финальном способе толкования образы сновидения имеют особый внутренний субъективный смысл, вся полнота которого лежит в разнообразии символических выражений сновидения, а не в их однозначности. Изменяющиеся образы сновидений релевантны изменению психологической ситуации в целом или ее отдельных сторон.
В качестве примера приведем сновидение молодого человека 25 лет:
Я вижу себя на футбольном поле, где играют две команды с неполным числом игроков. Они в яркой, красивой спортивной форме, но играют слабо. Я говорю, что мог бы сыграть за одну из команд, и начинаю играть в несвойственном мне качестве — полузащитником, хотя я всегда играл нападающим. Играю я в своей обычной одежде, не в форме. Играю очень плохо, слабо, намного ниже предела своих возможностей. Но тренер говорит мне: "Ты великолепно играл".
Во второй части сновидения я оказываюсь уже на другом спортивном стадионе, я одет в форму, при мне красивая спортивная сумка, в которой лежит новенький белый футбольный мяч. Я хочу присоединиться к игрокам на поле, которые пока не играют, а заняты разминкой. Затем я замечаю в другом конце стадиона небольшую группу девушек, одетых в короткие белые юбки и разноцветные майки. Я подхожу к ним и спрашиваю, чем они занимаются — это теннисистки. Потом девушки уходят, и я вижу, что обе команды уже начали матч, и у них полный состав, так что я не могу играть с ними. Я хочу уйти, но обнаруживаю, что моим новеньким мячом играют какие-то дети. Они возвращают мне мяч, но он весь измазан смолой битумного покрытия. Я было вспылил, а потом подумал: "Это же дети, что с них взять. А мяч можно попробовать отмыть бензином".
Каузально-редуктивное толкование этого сна сводится к тому, что молодой человек в прошлом действительно был спортсменом, и именно футболистом. Все содержание сновидения обусловлено его прошлым, а девушки отражают естественные потребности неженатого юноши. По поводу испачканного мяча сновидец замечает, что отец в детстве всегда учил его беречь свои вещи, в частности, спортивный инвентарь, и говорил о том, что в чужих руках все рвется и портится гораздо быстрее.
Финальный путь толкования начинается с вопроса "зачем?" В данном сновидении выражена бессознательная компенсация сознательного восприятия сновидцем нынешнего этапа своего жизненного пути. Внешне последняя выглядит достаточно успешной: Андрей Ч., оставив спорт, работает преподавателем в вузе, и его новая специальность, по его собственным словам,"отражает всегдашнюю мечту моей жизни". Однако "играет" он пока слабо, хотя и коллеги по работе тоже, в основном, "слабые игроки". И хотя непосредственный руководитель (тренер в сновидении) хвалит Андрея, сон показывает, что похвала эта — скорее аванс, нежели истинная оценка его успехов.
В реальной жизни Андрей достаточно критично оценивает деятельность своих коллег, чья красивая спортивная форма во сне отражает их внешний имидж и самодольство, не подкрепленное реальными профессиональными достижениями. Сновидение говорит ему: ты сам играешь очень слабо, так что твое отношение к их притязаниям —такой же точно продукт неадекватной самооценки. А тренер тебя перехваливает, так что особенно не гордись.
Вторая часть сновидения будет понятна, если задать сновидцу вопрос: в какой жизненной сфере ты остаешься ребенком? Это, безусловно, отношения с девушками, с которыми он "играет в игры". Андрей отрицает наличие в себе "плейбоя", точнее, считает этот Я-образ безвозвратно ушедшим в прошлое. Сновидение поправляет: это далеко не так. В целом сон хорошо контрастирует с сознательной установкой, испытывающей своеобразное "головокружение от успехов": ты еще далеко не великий филолог и зрелый мудрец, во многом ты продолжаешь оставаться игроком, плейбоем.
Просмотров: 8371
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • III. Переложение (Verlagerung) libido как возможный источник первобытных человеческих изобретений
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 3 РАЗНЮХАТЬ ФАКТЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИНТУИЦИИ КАК ИНИЦИАЦИЯ
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Глава 8 САМОСОХРАНЕНИЕ: КАК ОБНАРУЖИТЬ КАПКАНЫ, ЛОВУШКИ И ЯД В ПРИМАНКЕ
  • ГЛАВА VIII. ЦЕЛИТЕЛЬ КАК ГЕРОЙ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Послесловие СКАЗКА КАК ЛЕКАРСТВО
  • Юнг К.Г. "Общая точка зрения на психологию сновидения"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь