|
СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.АДЛЕРА
Для того, чтобы описать принципы толкования снов по Адлеру, необходимо вспомнить, хотя бы вкратце, главные положения индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда, основными стремлениями человека А.Адлер считал стремление к превосходству и стремление к власти. Источником развития и личностного роста является испытываемое маленьким и слабым ребенком естественное чувство неполноценности. Ребенок стремится стать большим и сильным, чтобы компенсировать это чувство. Еще одно важное стремление — это стремление к достижению цели, формирующее жизненный стиль индивида. Последний есть способ самоутверждения, составляющий самость личности, ее индивидуальность как интегрированное целое. Разум, поддерживаемый общественными чувствами (ощущением принадлежности к семье, обществу, верой в других людей, мужеством быть неполноценным, оптимизмом, человечностью), обеспечивает продуктивное социальное поведение и достижение жизненной цели.
В отличие от разума, индивидуальный интеллект ограничен преимущественно целями личного превосходства. Среди людей встречается немало таких, которые чрезмерно сосредотачиваются на преодолении неполноценности, стремясь не просто стать сильными и автономными, но и превзойти других, быть вне конкуренции. Для них свойственна гиперкомпенсация, которая, как правило, лежит в основе большинства неврозов, представляющих собой различные варианты мании величия и стремления к превосходству. Вот как формулирует это сам А.Адлер: "Нам очень легко понять разного рода душевные побуждения, признав в качестве самой общей их предпосылки то, что они имеют перед собой цель достижения превосходства... Эта абсолютно противоречащая действительности фиктивная цель превосходства стала основным условием нишей жизни. Она придает нам твердость и уверенность, формирует наши действия и поведение и руководит ими, заставляя наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться. Однако же есть и теневая сторона — она легко привносит в нашу жизнь враждебную, воинственную тенденцию, лишает нас непосредственности ощущений и постоянно стремится отдалить нас от реальности, настойчиво подталкивая совершать над ней насилие. Тот, кто понимает эту цель богоподобия как реальную и личную, воспринимает ее буквально, вскоре будет вынужден в качестве компромисса избегать настоящую жизнь, искать жизнь рядом с жизнью, в лучшем случае в искусстве, но чаще всего в пиетизме, в неврозе или в преступлении" (2, с.29). А сновидение есть особым образом хитро организованная деятельность сновидца, которая позволяет ему во сне достичь всего того, чего он не имеет в реальной жизни. Поскольку основная цель психотерапевтической помощи в адлерианстве состоит в снижении чувства неполноценности, усилении и развитии социального интереса и помощи в осознании целей и мотивов жизни и коррекции средств их достижения, то и толкование сновидений направлено на распознание действий по гиперкомпенсации, развенчивание маниакальных тенденций и т.п. "Цель толкования сновидений, — пишет Адлер, — состоит в том, чтобы показать больному его подготовительную работу и упражнения, которые обычно разоблачают его как аранжировщика своего недуга, продемонстрировать ему, как он, опираясь на иносказательные символы и тенденциозно подобранные эпизоды, пытается подойти к имеющимся у него проблемам с той стороны, которая позволяет ему осуществить свое индивидуальное желание, заранее уже предопределенное его целью фиктивного превосходства" (2, с.237). Проиллюстрируем это на примере: Я нахожусь в парке или в каком-то большом сквере, сижу в беседке за деревянным столом. Вокруг меня несколько младших коллег по работе, и я разговариваю с ними о том, что собираюсь уйти в длительный отпуск, во всяком случае на службу приходить теперь не буду. Одна из коллег спрашивает: "А как же я?" Я отвечаю, что если ей нужна моя помощь, то она может приходить ко мне домой. Второму коллеге я говорю: "А Вы будете регулярно показывать мне, что Вы сделали — скажем, раз в месяц". При этом я чувствую раздражение из-за того, что они такие несамостоятельные. Затем сослуживцы исчезают, и ко мне подходят какие-то бедные, оборванные люди, похожие на нищих. Во сне я знаю, что они живут на помощь от организации, которая называется СБСЕ. Я в реальной жизни не знаю, как расшифровывается эта аббревиатура, но знаю, что такое название есть. Во сне я расшифровал так: "Совет Безопасности, Совет Европы". Эти люди говорят, что теперь для того, чтобы получать помощь, им нужно отказаться от своего гражданства, точнее, продать его. Спрашивают у меня, что же им теперь делать. Я понимаю, что это какая-то афера или шантаж со стороны официальных властей, и советую обратиться в представительство организации (СБСЕ). Рассказываю нищим, где находится здание представительства и как оно выглядит (это старинное здание с фигурами Атлантов на фронтоне). Мне их жаль, и я думаю, что их туда могут просто не пустить. После этого я оказываюсь у входа в то самое здание СБСЕ, и вижу у подъезда автомобиль. В нем сидит шофер, и я знаю, что это шофер и машина главы СБСЕ. Значит, думаю я, он сейчас у себя, и я смогу с ним поговорить. Тут я встречаю своего коллегу П. Р. и вспоминаю, что именно он должен заниматься (от нашей организации) этими нищими и помощью им. Одновременно я знаю, что в здании сейчас идет совещание представителей СБСЕ, а П.Р., значит, на нем не присутствует (раз он здесь, у подъезда). Я очень резко спрашиваю, почему он не на совещании. Он отвечает, что его то ли не так пригласили, то ли перепутали время, — в общем, несет какую-то чушь. Я говорю: "Вот если бы это касалось твоих собственных интересов, то ты бы пришел обязательно!" Он пытается что-то возразить, но я не слушаю и прохожу мимо него в здание. Здание внутри красивое, несколько помпезное, роскошно отделанное, на полу ковры, какие-то мозаики, витражи и т.п. Я поднимаюсь на четвертый этаж (на самый верх) и вхожу в конференц-зал, где только что закончилось совещание. Но начальник (или глава) СБСЕ еще не ушел, он стоит у стола и складывает в папку бумаги. Я подхожу к нему и начинаю рассазывать об этой афере с продажей гражданства. Он говорит: "Но ведь у вас этим должен заниматься П.Р., а он не пришел". Я отвечаю: "Люди уже обратились ко мне, надо как-то им помочь". Тогда руководитель говорит: "Ну ладно, вот списки, отметьте, кто к Вам обращался". Я начинаю отмечать карандашом какие-то фамилии. Сновидение принадлежит властному, уверенному в себе мужчине, который любит подчеркивать важность своей личности и значимость той работы, которую он делает. Экспозиция сна рисует картину незаменимости, уникальности сновидца, который раздает сослуживцам указания, замечания, выговоры и т.п. Далее фигуры сна становятся еще более униженными — это нищие, судьба, жизнь и смерть которых зависит от доброй воли сновидца. Значимость персоны главного героя акцентирована слишком сильно, даже чрезмерно — он видит себя фигурой европейского масштаба. Он решает вопросы гражданства, т.е. подменяет собой высшую власть. Показательны фигуры Атлантов на фасаде приснившегося здания — прямая параллель тому, чем он в глубине души себя считает — основой мироздания. Коллега П Р. из следующего эпизода — в некотором роде соперник сновидца, хотя и формально, и фактически его статус немного ниже. Как личность, П.Р. сильно отличается от сновидца — он более мягкий, выдержанный и тактичный человек. Сновидение рисует его законченным эгоистом, на фоне бездушия которого роль сновидца обретает новые сияющие черты. Сделав очередной выговор, последний поднимается по лестнице на четвертый этаж — символ стремительной, успешной карьеры со всеми необходимыми атрибутами (роскошные интерьеры здания и т.п.). Он беседует с вышестоящей фигурой и добивается признания и одобрения во всем, что сделал (хотя, фактически, не сделал ничего). Завершающий штрих — "судьбоносные" пометки сновидца и окончательный триумф над П.Р. Центральными образами сна являются нежелание работать, афера, ссора, фигуры Атлантов, роскошное здание, подъем, вышестоящее начальство — характерный для концепции Адлера набор символов социальной власти, влияния и престижа. Весь сюжет — исполнение желаний сновидца, прежде всего удовлетворение его непомерных амбиций, жажды власти и стремления всегда и всюду быть незаменимым. Адлер считал сновидения бессознательным способом сосредоточения на главной жизненной цели в условиях, когда корректирующая функция психики, здравый смысл (common sense) выпадают. Благодаря этому влечения и желания выходят на передний план, заостряются, акцентируются, преувеличиваются. Сны показывают не просто исполнение желаний, а рисуют грандиозные картины исполнения любых, даже самых невообразимых планов. Так, в сновидениях начинающего баскетболиста мы неоднократно встречали образы больших международных соревнований, Олимпийских Игр, на которых он красовался в роскошной спортивной форме, получал высшие награды, выступал арбитром, был предметом всеобщего восхищения и т.п. В отличие от Фрейда, который источником сновидений считал актуальные конфликты и прошлые впечатления, Адлер говорил о предвосхищающей, предвидящей функции сновидения, направляющей действия индивида. "Она свидетельствует о подготовительной работе спящего в связи с его актуальным затруднением, которая соответствует линии жизни индивида, но не здравому смыслу, и всегда имеет своей целью самозащиту" (2. с.242). Эта антиципирующая функция сновидения и лежит в основе навязчивого стремления людей истолковывать свои сны. В сновидении, считал Адлер, можно увидеть бессознательный жизненный план, в соответствии с которым человек стремится справиться с адаптацией к жизни и своей неуверенностью. Видны также и те обходные шаги, которые он делает, чтобы ради сохранения чувства уверенности в себе избежать поражений. Сновидение, как правило, использует простые и абстрактные символы: предстоящее испытание заменяется школьным экзаменом, угрожающий сильный противник — старшим братом, мысль о победе — парением в облаках, опасность — падением в пропасть. Простота сцен сновидения по сравнению с запутанными жизненными ситуациями, по мнению Адлера, отражает попытки сновидца найти выход из сложной, многоаспектной проблемы "по линии наименьшего сопротивления". Проанализируем для примера следующий сон студента факультета физвоспитания: Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|