ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ

Исследования сновидений в психологии

Систематическое психологическое изучение сна и сновидений связывают с именем З.Фрейда. В 1900 году увидела свет его монография "Толкование сновидений", которая и поныне остается одной из наиболее фундаментальных работ в данной области. В этой книге подробно изложены психоаналитические представления о функциях сновидений и общих принципах их толкования. В дальнейшем Фрейд неоднократно обращался к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы, сделав интерпретацию снов одним из основных терапевтических методов психоанализа.
В работах учеников и последователей З.Фрейда содержатся как принципы толкования сновидений, так и подробные описания конкретных случаев. Особенно много внимания уделяли снам Карл Абрахам,Фриц Виттельс, Отто Ранк, Лу Андреас-Саломе, Шандор Ференци. По отзывам самого Фрейда, непревзойденным толкователем снов был Вильгельм Штекель.
В послефрейдовский период развития психоанализа данная проблема имела своих приверженцев. К их числу можно отнести Ф.Александера, А.Кардинера, Ж.Лакана, А.Лоренцера, Д.Рапапорта, Э.Фромма, Э.Эриксона. В индивидуальной психологии А.Адлера — свои представления о толковании сновидений, но наиболее фундаментально разработана эта проблема в аналитической психологии К.Г.Юнга. Утверждая позитивную трактовку бессознательного как неотъемлемой и важной стороны психики, юнгианство сформировало целостную систему представлении о научном методе анализа сновидений, опирающуюся на свои основные теоретические представления — об архетипах коллективного бессознательно, о структуре и функциях психики, о психологических типах, процессе индивидуации, психической реальности и т.д.
Из других направлений современной психологии, изучением сновидений и работой с ними заняты также гештальт-психология и гештальт-терапия. Эвристичные, интересные и оригинальные представления о символике сновидений выработаны в рамках структурно-семиотического подхода (Р.Барт, Г.Башляр, Ж.Делез, Ж.Лакан, К.Леви-Строс, С.Леклер, Ю.М.Лотман, М.Фуко, Р.О.Якобсон и др.). Именно структуралисты наиболее последовательно выделили и изучили функцию порождения специфических для бессознательного форм выражения. Крылатая фраза Ж.Лакана о том, что "бессознательное структурировано как язык" заложила основы продуктивного лингвистического и психологического изучения этого языка, его синтаксиса, семантики и прагматики. Логика смысла бессознательного, пафос возможности увидеть и понять смысл в "бессмыслице" сновидений составляют главное содержание нашей книги, которая могла бы называться также "Логос бессознательного".
Безусловный приоритет в области толкования сновидений принадлежит психоанализу. Работы и идеи З.Фрейда не только заложили основы научного метода исследования бессознательных явлений, но и сформировали саму предметную область глубинной психологии. Фрейдизм более чем другие направления и психологические школы известен массовому читателю, хотя его понимание и оценка неспециалистами оставляют желать лучшего. Пансексуалис-тские тенденции фрейдовских теорий подвергались систематической критике с момента своего возникновения, что не помешало им стать одиозным предметом самого широкого обсуждения. В работе, посвященной толкованию сновидений, трудно обойтись без психоаналитического раздела или главы, которую мы хотим предварить несколькими соображениями общего порядка.
Современные исследователи отводят психоанализу необычное место в культурном универсуме XX столетия. Его считают практической философией — попыткой создания метода совершенствования личности на основе интеграции сознательной и бессознательной частей ее психики. Эта интеграция, указывает С.Г.Аграчев, имеет два уровня — первый, связанный с восстановлением целостной и последовательной биографии пациента, и второй, направленный на разрыв "закольцованности" невротических проявлений и конфликтов. "Бессознательные чувства, стремления, запреты и оценки реальных событий, — пишет он, — мало изменяются со временем и остаются такими, какими они были в первые годы и даже месяцы жизни. Вновь и вновь возникающие в бессознательном чувства вины, ненависти и страха в какой-то степени закольцовывают и реальное время человека, заключая его в беличье колесо повторяющихся однотипных симптомов, и он репродуцирует их раз за разом на каждом повороте этого колеса, пытаясь вырваться из него..." (1, с.23). Психоанализ проникает в бессознательное и освобождает заключенные в нем чувства и желания, предоставляя личности возможность свободно развиваться. Одним из основных методов работы с бессознательным является толкование сновидений.
Сновидения как феномен бессознательной психической активности интересовали основоположника психоанализа со времен его юности. Такой интеоес был необычным для ученого-естествоиспытателя — анатома, физиолога, врача-невропатолога — в качестве которого начинал свою карьеру молодой З.Фрейд. Научная психология того времени сновидениями не занималась. В одной из своих более поздних, работ Фрейд раздраженно замечает: "Перед нами сначала возникает вопрос, есть ли вообще у сновидения смысл и нужно ли признавать за ним значение психического процесса. Наука отвечает "нет", она обьявляет сновидение чисто физиологическим процессом, за которым, стало быть, не нужно искать смысл, значение, намерение. Во время сна физические раздражения играют на клавиатуре психики и поставляют в сознание то те, то другие представления, лишенные какого-то бы ни было психического содержания. Сновидения — всего лишь конвульсии, несопоставимые с выразительными проявлениями ПСИХИКИ" (49, с.138).
С такой точкой зрения Фрейд всегда яростно спорил, не боясь приводить аргументы, основанные на интимных подробностях своей личной жизни. Его книга "Толкование сновидений", содержащая интерпретацию снов преимущественно самого автора, безусловно, является актом большого личного мужества. Фрейд с хирургической беспощадностью вскрывает смысл своих сновидений, а с учетом того, какую роль в символике сновидений он отводит сексуальной этиологии, это исследование грешит даже некоторым эксгибиционизмом.
В истории психоанализа существует точная дата — 24 июля 1895 г., когда Фрейду приснился знаменитый сон об инъекции Ирме, с которого и начинается его работа по толкованию сновидений. В письме своему другу Эмилю Флиссу Фрейд замечает, что следует повесить мраморную доску на стену дома, где это случилось, чтобы увековечить момент раскрытия тайны снов. С этого времени основоположник психоанализа более или менее систематически обращался в своих трудах к анализу сновидений, хотя нужно отметить, что в поздних его работах толкования снов почти отсутствуют.

Цели и функции снов по Фрейду

Называя сновидения "царской дорогой к бессознательному", основатель психоанализа считал их первичными процессами, детерминированными принципом удовольствия и направленными на снижение либидинозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний. Основная цель сна, состоящая в выполнении желаний сновидца, наиболее явно выражена в том случае, когда эти желания не являются аморальными или деструктивными и, следовательно, не требуют сложной символической формы выражения. Вот типичный пример такого сновидения — фрагмент сна 18-летней девушки-спортсменки, мечтающей об удачном замужестве:
Мы с Романом живем в роскошном особняке, это дом в несколько этажей, с гаражом и зимним садом. Он отвозит меня на тренировку в шикарной спортивной машине обтекаемой формы. Я одета в кожаную куртку, кожаные высокие сапоги, кожаную юбку. У меня красивый спортивный костюм, все получается, как я хочу. После тренировки Роман забирает меня на машине домой, при этом девчонки из нашей команды стоят разинув рты... Хорошо запомнилось, что дома я иду купаться в бассейн, очень красивый, выложенный мрамором, он начинается в доме, а затем как бы выходит в море.
. Наиболее простыми для толкования являются детские или инфантильные сновидения, подобно приведенному выше, рисующие картину прямого исполнения желаний. Ребенок, который страстно мечтает о новой игрушке, об интересной прогулке, развлечении, видит во сне, как ему покупают вожделенную вещь, как он гуляет в горах или катается по озеру. Однако не все желания, особенно у взрослых, столь невинны, так что их исполнение в сновидении происходит иначе.
Фрейд считал, что основная масса желаний и влечений имеет сексуальную или агрессивную природу. Бессознательная часть личности, называемая Id (Оно), преисполнена сексуальной психической энергии (libido), однако инстинкты вынужденно подавляются. Сны, наряду с описками, оговорками, забываниями и другими ошибочными действиями, являются той отдушиной, через которую либидинозные влечения могут проявляться в обычной деятельности сознания (Эго), подчиненной принципу реальности — системе социальных требований, регулирующих человеческую жизнь, В системе личности, по Фрейду, имеется еще одна, высшая инстанция (Сверх-Я), представляющая собой совокупность религиозных, нравственных и моральных норм. Она формируется в детстве под влиянием родительских поучений, воспитательных воздействий и по существу является тем, что мы обычно называем совестью или нравственной основой существования.
Я и Сверх-Я управляют сознательным поведением и деятельностью личности. Их контроль за психическими процессами существенно ослабевает во сне, когда на сцену выходит бессознательное (Оно). Руководствующееся принципом удовольствия Id открывает простор желаниям и страстям, которые до этого тщательно подавлялись. Именно поэтому сновидения часто носят явно выраженный эротический и сексуальный характер, в них находят удовлетворение агрессивные и садистические стремления. Однако в большинстве случаев бессознательная психическая активность в сновидениях остается частично подконтрольной Эго, которое особым образом маскирует как сами либидинозные желания, так и способы их удовлетворения.
Просмотров: 12729
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 6 СНОВИДЕНИЯ И НЕВРОЗЫ
  • 8 Сновидения
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Бирюкова И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души"
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • ЛОГИКА СМЫСЛА СНОВИДЕНИЯ: СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Роберт Алекс Джонсон. Сновидения и фантазии Анализ и использование.
  • СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.АДЛЕРА
  • Часть 2. Сновидения, эротический перенос и контрперенос
  • Юнг К.Г. "Общая точка зрения на психологию сновидения"
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. ВОСПОМИНАНИЯ, СНОВИДЕНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь