Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/junglandru/junglandru_news.php on line 45 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/junglandru/junglandru_news.php on line 46 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/junglandru/junglandru_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/junglandru/junglandru_news.php on line 49
|
Глава 7 Методы работы с различными возрастными группами
В психоанализе разработана теория развития, охватывающая период с первых моментов жизни до шести лет, т.е. до установления латентного периода, и объясняющая все более поздние психические нарушения. Только несколько авторов (в первую очередь нужно упомянуть концепцию идентичности Эриксона (1970)) пытались продолжить эту модель и применить ее к середине жизни. Более того, эти психоаналитические авторы жарко спорили между собой. Теория, основанная на идее поиска идентичности, конечно, недостаточна для описания сложных трансформационных переживаний, называемых «стадиями жизни». Подобная трудность возникает всякий раз снова, как только мы пытаемся выйти за рамки исследования первичных основ процесса социализации человеческого индивида в ранний период жизни. Причина этого в диалектическом характере взаимодействия между человеком в качестве творца своей жизни и исторически обусловленными шаблонами процесса социализации. Если исходить только из биологической стороны жизни, то мы, как Юнг сказал в своем эссе «Стадии жизни» (C.W. 8.), используем метафору движения солнца и описываем человеческую жизнь, как имеющую начало, медленно поднимающуюся до достижения самой высокой точки и затем постепенно снижающуюся, пока, в конце концов, нас не поглотит смерть. Все распространенные трех- и четырех- частные деления на детство, молодость, середину жизни и старость, умирание и смерть соответствуют этой модели. Но с точки зрения наличия души человек не может рассматриваться только как anima naturalis. Скорее, человечество, как говорили алхимики, всегда есть «работа против природы» opus contra naturum. Человечество — это не только группа народов, но так же индивидуум, вечно погруженный в непрерывные социализирующие и цивилизирующие процессы, которые способны наложить свой отпечаток на природные программы естественного биологического течения жизни и отдалить человека от них. Особенно в течение последнего столетия процессы развития социальных структур и, следовательно, доминанты коллективного бессознательного подверглись таким резким переменам, что, если считать психику саморегулирующейся системой, в свою очередь, произвели реципрокное воздействие на бессознательное и на архетипические образы. Это особенно проявляется во снах современных людей, в которых архетип машины занимает гораздо более центральное положение, чем во снах и фантазиях прежних поколений, и наши современные технические символы типа автомобиля таким образом приобретают архетипические аспекты (Dieckmann 1976b).
Эти перемены в сторону более цивилизованной жизни привели к разрастанию различных форм контролирования аффектов и повлекли за собой другие способы обращения с эмоциями, причем существенные изменения произошли за одно поколение. Характерным примером этого являются доминирующие в обществе представления о воспитании детей. Вплоть до конца Второй мировой войны превозносились строгость и дисциплина, необходимые, как считалось, чтобы воспитать из ребенка прилежного и цивилизованного человека. Затем последовал процесс либерализации, потребовавший от родителей совершенно другие формы обращения с аффектами и эмоциями, имеющие целью не нарушать и не препятствовать «естественному развитию ребенка». С этими изменениями связана надежда достичь большей свободы индивидуума и более высокого уровня креативности, что, к сожалению, вовсе не гарантировано. В последние годы все больше распространение получает идея о необходимости фрустраций и ограничений для детского мира потребностей и желаний. Поэтому снова пересматривается позиция родителей в отношении эмоций и аффектов. Если раньше приветствовалось такое любящее отношение, когда ребенку позволялось абсолютно все, то теперь надо учиться говорить ему нет. Если раньше защищалась точка зрения, что матери следует сдерживать свою агрессию, когда она наедине с ребенком, вплоть до необходимости идти на уступки и жертвы, то теперь родителям снова позволяется отстаивать свои интересы в конфликтах с детьми. Элиас (1969), исследовавший развитие социальных структур в нашей культуре, отметил целые серии структурных изменений в обществе. Он описал два главных структурных изменения в обществе: в направлении усиления дифференциации и интеграции и в направлении уменьшения дифференциации и интеграции. Он утверждал: Кроме этого существует третий тип социального процесса, курс которого, без сомнения, изменяет структуру общества и его отдельных аспектов, но ни в направлении повышения, ни в направлении понижения стандартов дифференциации и интеграции. В конце концов, есть бесконечные изменения в обществе, не затрагивающие изменения в структуре. Трудно учесть всю сложность таких изменений, так как существует много смешанных типов, и довольно часто можно наблюдать отдельные типы изменений, даже в противоположных направлениях, происходящие в одном и том же обществе в одно и то же время (Elias 1969, р. vii). Как подчеркивал Элиас, эти изменения происходят не только внутри социальных структур, но и внутри отдельных людей, так как любое общество состоит из людей, взаимодействующих друг с другом. В поисках обоснования диалектического процесса между природой и цивилизацией, нужно исследовать пересечение процесса социализации с биологической моделью стадий жизни, чтобы прийти к психологическому пониманию различных этапов жизни. При этом нужно помнить, что отдельные стадии жизни с их непрерывно меняющимися задачами не следует редуктивно-психогенетически соотносить только с ранним детством, ведь специфические изменения зависят не только от нарушений в развитии, произошедших в раннем детстве. Каждая из этих фаз требует приобретения действительно новых черт и довольно далеко идущих трансформаций внутри структуры психики. Вильгельму Бушу принадлежат строки «Vater werden ist nicht schwer, Vater sein dagenen sehr», означающие в переводе «стать отцом это не работа, но многие увиливают от того, чтобы быть отцом». Быть отцом или матерью ребенка требует значительной переориентации, которая не может быть простым следствием ранней идентификации с собственными родителями. Здесь должны действовать социальные процессы развития. Именно в направлении цивилизации, а не стагнации нужно снова и снова пересортировывать архетипический материал, предлагающий элементы, компенсирующие существующие доминанты сознания. В этой связи переход от молодости к взрослости, связанной с воспитанием собственных детей, имеет не последнее значение в человеческой жизни и точно так же вызывает кризис, требующий активизации психических ресурсов, как и кризисы середины жизни, старения и, наконец, приближения к смерти. Конечно, здесь, в книге по аналитическим методам, нет задачи разработки отсутствующей пока теории развития. Такая теория, безусловно, имплицитно содержится в концепции индивидуации, о чем я буду много говорить позже, но она пока еще не разработана детально в отношении конкретных жизненных ситуаций. Кроме того, из-за сложности описанных выше диалектических процессов между природой и цивилизацией ее было бы очень трудно описать в рамках отдельных фундаментальных концепций. Но в данной книге о методах необходимо уделить внимание этой проблеме и серьезно отнестись к необходимым изменениям в аналитической терапии. Требуется методологическая гибкость, и подход к проблемам, например, двадцатилетнего клиента должен отличаться от работы с сорокалетним. Также нужно учитывать различные кризисные ситуации, связанные с возрастом. Еще раз подчеркну, что никто не может сказать точно, что, как, где и когда делать, что можно только обсуждать проблему с разных точек зрения и на разных примерах и надеяться, что анализ будет гибким и достаточно разнообразным, чтобы соответствовать всем типам дифференцированных процессов. Концепция индивидуации в аналитической психологии имплицитно предполагает непрерывный процесс изменения и трансформации от начала до конца жизни. Эта концепция имела довольно сильную, если не исключительно биологическую, окраску в работах Юнга. В биологии она обозначала переход общего в отдельное и уникальное, в индивидуальное. Среди философов Аристотель, Альберт Великий, Святой Фома Аквинский, Лейбниц и Спиноза ссылались на principium individuationis и считали его экзистенциальным основанием индивидуального бытия и личных особенностей. В контексте глубинных психологических процессов, которыми занимается аналитическая психология, индивидуации является целью развития человечества. Юнг впервые развернуто обсуждал эту идею в 1921 в «Психологических типах» (С. W. 6). Сущность этой теории можно найти в его диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (С. W. 1). Там Юнг говорит о «духах» как о выражении будущей большей личности. Определение индивидуации, данное Юнгом в «Психологических типах», привело к совершенно разным точкам зрения на индивидуацию среди аналитических психологов. Эти расходящиеся мнения главным образом связаны с идеей противостояния индивидуации коллективным нормам. Поэтому, мне кажется важным снова внимательно прочесть определение, данное Юнгом в «Психологических типах». В одном пассаже он пишет: Концепция индивидуации играет огромную роль в нашей психологии. В общем, это процесс, посредством которого формируется и дифференцируется индивидуальное бытие. Конкретнее, это развитие психологической индивидуальности, как бытия, отличного от коллективной психологии. Индивидуация, следовательно, является процессом дифференциации, имеющим своей целью развитие индивидуальной личности. Индивидуация является естественной необходимостью, и любые препятствования ей, связанные с опусканием до уровня коллективных стандартов, наносят вред жизнеспособности этого индивидуума... Ни при каких обстоятельствах индивидуация не может быть единственной целью психологического образования. Прежде чем рассматривать ее как цель, должны быть реализованы воспитательные задачи адаптации к необходимому минимуму коллективных норм. Чтобы растение проросло и полностью расцвело, оно вначале должно быть способно расти в той почве, в которую его посадили (Jung, C.W. 6, par. 757ff). Я процитировал этот текст потому, что он содержит противоположные утверждения, на которых основаны различные направления в аналитической психологии. С одной стороны, Юнг считает, что индивидуацией можно заниматься только тогда, когда первичная цель воспитания, т.е. адаптации к коллективным нормам, уже достигнута. Это означает, что по — настоящему индивидуация начинается только после середины жизни и лишь в единичных отдельных случаях она может происходить в более раннем возрасте. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|