ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Оценка развития клиента включает в себя работу в двух направлениях: описание и анализ. К описанию относятся факты, данные, впечатления (прежде всего зрительные) и рассказы человека о своей жизни. Анализ связан с применением теоретических схем, посредством которых происходит соотнесение полученных фактов с категориями реального психотерапевтического языка. Посредством анализа психотерапевт пытается сгруппировать факты в такие устойчивые «закономерности», на основе которых можно задать символический контекст терапии.
Предлагаемые советы по анализу фактов исходят из наших методов работы с семейными парами. В своей работе я предпочитаю использовать теорию стадиального развития и систему психодинамических категорий, которые позволяют понять механизмы функционирования личности. Это всего лишь рекомендация, и терапевт может выбрать для себя любой другой подходящий ему способ анализа, который бы помог ему соотнести результаты оценки и процесс терапии.
Логика терапевтической работы имеет следующий вид:
Заявление клиента о проблеме (описание) — Индивидуальная информация (описание) — Оценка клиента (анализ) — Оценка проблемы (анализ) — Исходные цели терапии — Терапевтический метод — Повторная оценка проблемы (анализ) — Повторная оценка клиента — и т. д.
Терапевт, собирая информацию и впечатления о своем клиенте, соотносит их с заявленной проблемой. Собранный материал анализируется в контексте личностных и возрастных категорий с учетом биографических данных человека и особенностей его жизни. В результате терапевт начинает воспринимать «проблему» как психотерапевтический проект. Затем формулируются цели и в некоторых случаях составляется график. Следующим шагом является выбор терапевтического метода, который соответствовал бы данной проблеме, личности клиента и поставленным целям. Последние могут быть частично изменены, но могут оставаться и неизменными. По существу, процесс оценивания является циклическим и непрерывным; но первоначальную оценку надо проводить как можно более тщательно, чтобы психотерапия стала совместным проектом терапевта и клиента. И только на основе проведенной оценки клиент и терапевт (или терапевты) могут найти аргументы в пользу того, что им следует встречаться друг с другом и проводить терапевтическую работу.
Приведенные ниже оценочные категории дают некоторые директивы для проведения оценочной процедуры в формате интервью. Мы не применяем психологические тесты (даже с использованием юнгианской типологии) для оценки личности в терапии семейных пар. Если требуется всесторонняя оценка личности, мы обычно рекомендуем клиенту пройти курс индивидуальной терапии. Категории, перечисленные ниже, следует рассматривать как наиболее важные размерности при оценке функционирования человека в отношениях с его партнером.
Данные об идентичности: возраст, национальность и социальное происхождение, профессиональная деятельность, карьера, образование, кто порекомендовал обратиться к терапевту, обстоятельства жизни в настоящий момент (обстановка, в которой человек живет, и люди, которые его окружают).
Внешность: общее состояние здоровья, рост, вес, стиль одежды, внимание к своей внешности и т. п., внешнее впечатление (например, «студент колледжа»), впечатление, создаваемое движениями, речью и жестикуляцией (например, жизнерадостный, энергичный, усталый, подавленный и т. п.).
Рассказ о проблеме: наличие обобщений в речи клиента, жалобы и беспокойство, которыми человек объясняет свое обращение к терапевту. Терапевту рекомендуется использовать те же слова и образы, которые использовал сам клиент при описании или представлении своей проблемы, и не наполнять описание психологическими терминами, пока это не сделает сам клиент.
Родительская семья клиента и история его развития: терапевт должен узнать биографические факты (место рождения и место проживания в детстве, наиболее значимые потери, перемены местожительства и т. п.) клиента. Необходимо обратить внимание на основные события в школьные годы и на отношения с братьями и сестрами.
История болезни и психиатрического лечения: даты и названные клиентом причины всех его госпитализаций, лечение у психиатра, а также история приобщения клиента к наркотикам или алкоголю (эту информацию следует уточнять, расспрашивая клиента о его прошлом).
Отношения клиента с другими людьми на данный момент: информация о семейной жизни и профессиональной деятельности: отношения с детьми, родственниками, друзьями, коллегами. Терапевту следует осознать степень влияния межличностных отношений на повседневную жизнь клиента.
Оценка личности и развития клиента: необходимо проанализировать типичные защитные механизмы в качестве показателей развития личности клиента на данный момент (например, используя созданную Вейлантом иерархию защитных механизмов, которую можно найти в его книге «Адаптация к жизни»). Следует также проанализировать типы мышления как показатели когнитивного развития (например, используя формы мыслительных операций по Пиаже, стадии развития Эго по Ловингеру или формы интеллектуальной деятельности по Перри); необходимо провести анализ типичных моральным и этических рассуждений клиента (используя работы Ловингера, Колберга или Кэрол Гиллиган), чтобы узнать мотивацию, которая побудила клиента к изменениям: материальное вознаграждение, социальное одобрение, самореализация или какие-либо иные причины.
Следует оценить общую интеграцию личности: какие изменения происходят в деятельности клиента под воздействием тревоги? Как этот человек защищается от возрастания тревоги в терапевтической ситуации? Насколько уязвимым и подверженным дезинтеграции становится клиент под давлением? В каком «стиле» он справляется с тревогой: истерическом, навязчивом, компульсивном, депрессивном и т. п.? Индивидуальный стиль можно также определить с помощью образов, присущих комплексам, — ведьмы или быка. Эти образы могут быть временными или постоянными. Сознательное поведение человека может в корне отличаться от проявлений его бессознательного индивидуального стиля.
Оценка проблемы: после тщательного анализа всей собранной информации и оценки развития личности психотерапевт может оценить проблему и наметить пути ее терапевтического решения. Формулируйте ваши идеи в терминах, которые могут быть непосредственно реализованы в терапевтических интервенциях, — в терминах смысла, мотивации и эмпатии. Формулировка проблемы должна быть четкой, ясной и лаконичной, т.е. состоять из нескольких фраз. Проблема терапевтического вмешательства вырисовывается из множества проблем, возникших в жизни клиента. Но клиент должен знать, что не все его проблемы можно решить с помощью однократного вмешательства терапевта или даже в процессе напряженного многолетнего анализа.
Цели терапии: каковы цели или ожидаемые результаты терапевтического вмешательства в свете существующей информации, оценки состояния клиента и оценки его проблемы? Необходимо сформулировать кратковременные и долговременные цели, указав временные рамки. Такая постановка целей может включать будущие терапевтические интервенции (т.е. восстановление личности клиента), которые не входят в краткосрочную терапию.
Договор на проведение терапии: цели терапии необходимо изложить понятным клиенту языком и соотнести с существующей проблемой. Эти цели излагаются так, чтобы они были ясны клиенту и созвучны его ситуации. Клиент и терапевт должны прийти к соглашению относительно той цели, которую они вместе должны достичь.
Оценка терапии: периодическое подведение итогов терапевтического процесса, включающее в себя переоценку проблемы, личности клиента и целей.


«ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОЦЕНКА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ   Вверх
Просмотров: 2403
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 5 Развитие личности
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • VIII К ВОПРОСУ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ТЕРАПИИ
  • X. Общее описание типов
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  • Глава 14 Психологические типы в методологии анализа.
  • Дейн Радьяр. Планеты и личности
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Карл Густав Юнг "Цели психотерапии"
  • ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ
  • ОЦЕНКА ФРЕЙДОВСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Юнгианский анализ личного мифа
  • ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОЦЕНКА ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТИ
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Розмари Гордон. Подход школы развития.
  • Случай Джоан: подходы школ развития, классической и архетипической
  • ЧАСТЬ III ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СУПЕРВИЗОРА
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Шарон Чайклин и Клэр Шмайс "Подход Чейс в танце-терапии"
  • ЭГО И ЦИКЛ ЖИЗНИ
  • Эстер Мак, Фарланд Соломон. Школа развития.
  • Юнг Карл Густав. Введение к книге Фрэнсис Дж. Викс "Анализ детской души"
  • Юнг Карл Густав. О становлении личности
  • Юнг Карл Густав. Послевоенные психические проблемы Германии
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Проблемы души нашего времени"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь