Работа с пациентом и с его сновидениями играет важную роль в Юнгианском анализе. Юнг никогда не оформлял свои мысли по поводу сновидений в общую теорию, но все же он дал очень ясно понять, как он относится к снам и сновидениям. Вполне естественно, что некоторые идеи Юнга выражены в форме разногласия с Фрейдом. Это отражает признание как заслуги Фрейда, так и ограничений, которые он находил в использовании подхода Фрейда.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Говоря кратко, основное разногласие Юнга с Фрейдом относилось к явному и скрытому содержанию сновидений. Юнг не рассматривал сновидение как потенциально обманное сообщение, которое требует тщательной расшифровки. Он писал:
"Я принимаю сновидение за то, чем оно является на самом деле. Сновидение — это такая сложная и трудная вещь, что я не решаюсь делать никаких заключений относительно его возможных хитростей и склонности к обману. Сновидение — это естественное явление, и нет никаких оснований полагать, что это хитроумное изобретение, призванное сбить нас с толку" (CW If, para. 41).
Юнг рассматривал сновидения и содержание сновидений как психические факты (CW 13, para. 54). Но его утверждению о том, что сновидения можно принимать такими, какими они являются, мы должны противопоставить проведенную огромную работу по структуре, языку и значению сновидений. Было бы ошибкой, как указывал Маттун, полагать, что Юнг "работал" меньше со снами пациентов, чем Фрейд (1981, с. 24 . Он конечно же интерпретировал сновидения, но не таким способом, который Маттун определяет как "одностороннее представление", с относительно фиксированным значением и вскрытием сексуального конфликта (там же). Согласно Юнгу, Фрейд не работал с символами, он скорее работал со знаками, которые, в отличие от символов, не указывают путь и не выражают сложную ситуацию уникальным образом, но скорее относятся к чему-то уже известному (пенис, отец, мать). Поэтому знак "всегда меньше того понятия, которое он представляет, а символ всегда представляет нечто большее, чем его явное и непосредственное значение" (Jung, 1964, с. 41).
Я не уверен, что более разработанный метод интерпретации сновидений у Фрейда был таким негибким. Следовательно, насколько отмежевание Юнга от Фрейда следует рассматривать как собственную разработку Юнга? Например, есть достаточно данных о том, что агрессия фигурировала в интерпретациях Фрейда в той же степени, что и сексуальность (ср. Jung, 1963, с. 182-3, где Юнг сообщает, что Фрейд интерпретировал его сновидение через желание смерти). С другой стороны, постфрейдистская психоаналитическая работа со сновидениями действительно, видимо, отошла от исходной точки Фрейда и приблизилась к Юнгу (напр., Rycroft, 1979; Gill, 1982). Это могло произойти только в том случае, если отсутствие гибкости действительно имело место. Значит, принимая все это во внимание, можно сказать, что подход Юнга достаточно сильно отличался от подхода Фрейда.
Нам также следует иметь в виду, что у аналитической психологии есть свои проблемы, связанные с фиксированной интерпретацией, основанной на уже существующем символическом лексиконе. До сих пор принято говорить о "фигуре анимы", если в сновидении мужчины есть женщина, еще до сколько-нибудь реального проникновения в сновидение. Тем не менее, в общих чертах аналитическая психология приняла положение Юнга о том, что:
"Сновидение ~ это маленькая скрытая дверь, ведущая к самым потаенным и глубоко зарытым тайникам души, открывающаяся навстречу той космической ночи, которой была психика задолго до возникновения какого-либо эго-сознания, и которой останется психика независимо от того, как далеко пойдет наше эго-сознание" (CW 10, para. 304).
Есть некоторая натянутость между этой открытостью и методом "прямой ассоциации" Юнга (когда внимание человека, которому снился сон, привлекается к важным элементам в сновидении, в отличие от свободных ассоциаций у Фрейда).
Против понятия исполнения желаний у Фрейда Юнг выдвигает собственную теорию компенсации для объяснения функции сновидений. Здесь есть два аспекта. Во-первых, Юнг указывает, что:
"сновидение — это спонтанное само-изображение в символической форме реальной ситуации в бессознательном" (CW 8, para. 505).
Во-вторых:
"Сновидение проясняет ситуацию. Оно дает материал, которого не хватало, и тем самым улучшает состояние пациента. Поэтому нам при терапии необходим анализ сновидений" (CW 8, para. 482).
"Каждый процесс, который заходит слишком далеко, немедленно и неизбежно вызывает компенсацию... Теория компенсации — это основной закон психического поведения... Когда мы начинаем интерпретировать сновидение, всегда полезно спросить: Какую сознательную позицию оно компенсирует? " (CW 16, para. 330).
Читатель должен отметить логику этого положения: если сновидение и указывает на ситуацию в бессознательном, и является компенсацией (т.е. в определенном смысле, чем-то противоположным) сознательного, значит, Юнг говорит о том, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в каком оно проявляется в сновидениях, с другой, всегда находятся в отношениях дополнения. Мы скоро увидим, как это заключение логически вытекает из предпосылок Юнга, было признано неприемлемым некоторыми постъюнгианцами (например, Dieckmann, Hillman, см. ниже).
Одно из следствий, которые возникают из полярности сознательного-бессознательного у Юнга, состоит в том, что становится крайне важным хорошо знать положение в сознательном в данный момент. Сновидение наполнено "материалом, который . сознательная позиция сосредоточила в бессознательном". Не зная личностной ситуации, "невозможно интерпретировать сновидение правильно, если исключить случаи слепого везения" (CW 8, para. 477). Нам действительно необходимо иметь в виду внимание, которое Юнг уделял ситуациям в сознательном, когда мы рассматриваем амплификацию сновидений, и ниже, когда мы будем говорить о модификациях подхода Юнга по-стьюнгианскими аналитическими психологами.
Помимо акцента на компенсаторной природе снов и сновидений, Юнг также полагал, что его синтетический подход к такому психологическому материалу, как сновидения, более уместен, чем подавление у Фрейда. Мы видели ранее, что граница . между синтетической ориентацией и ориентацией на подавление несколько размыта (см. выше, с. 219 и след. ). Сейчас мы можем отметить, что Юнг соглашался с тем, что синтетист и редукционист могут видеть одни и те же причины сна, но критерии, с помощью которых они его понимают, различны. Юнг хочет знать:
"В чем цель этого сна? Какое действие он должен произвести? Эти вопросы не произвольны, поскольку их можно применить к любой психической деятельности. Везде можно задать вопросы "почему" и "куда", поскольку любая органическая структура состоит из сложной сети целевых функций, и каждая из этих функций может найти разрешение в серии отдельных фактов с целевой ориентацией" (CW 8, para. 462).
Последняя область разногласий с Фрейдом касается того, следует ли рассматривать сновидения с "субъективной" или "объективной" точки зрения. Если рассматривать их с первой точки зрения, то все элементы сна принимаются как нечто, относящееся к человеку, который видит сновидение или к частям его собственной психики (хотя это не обязательно так, в том случае, если возникает образ реального человека, хорошо знакомого тому, кто видит сновидение). С точки зрения объективной перспективы, фигуры во сне принимаются как нечто, обозначающее, например, реальных людей или их отношение к жизни того, кто видит сновидение, или в жизненной ситуации, с которой он сталкивается. Дело не в том, что Юнг просто принял субъективную точку зрения, отдав ей предпочтение перед объективной, но в том, что он использовал обе — и считал, что Фрейд ограничивался только объективной методологией.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СНОВИДЕНИЙ
Юнг чувствовал, что сновидения имеют типическую структуру, и что, обращая внимание на то, как отдельное сновидение соответствует этой структуре или отклоняется от нее, аналитик с большей вероятностью не пропустит важный элемент в сновидении. Четыре раздела в структуре сновидения — это экспозиция, развитие, кульминация и разрешение (CW 8, para. 560).
Экспозиция включает указание на место, на основных участников, исходную ситуацию, намек на вопросы, которые будут подняты в сновидении. Развитие предполагает усложнение сюжета и "возникает определенное напряжение, поскольку человек не знает, что произойдет" (там же, para. 562). В кульминации происходит нечто совершенно определенное, либо меняется ситуация. Не у всех сновидений есть разрешение, но если есть, то это финальная ситуация (финальная в повествовательном смысле, поскольку ничто реально разрешиться не может).