|
Ярлыки и сущностьАвтор статьи: Елена Александровна Болдырева
Размышляя о важности коммуникативной компетенции для современного специалиста, я решила взглянуть на этот вопрос по-разному. Безусловно, коммуникативная компетенция включает в себя умение взаимодействовать с окружающим миром, обществом, близкими, отражение во взаимодействии принятия другого (статус, роль). Коммуникативная компетенция – это не только грамотное владение речью, но и невербальное, телесное взаимодействие с человеком. Эта компетенция, которую не натренируешь, она является частью личности человека и формируется в течение всей жизни. Это очень правильные и красивые слова. А что еще прячется за ними? Я решила на это взглянуть с точки зрения взаимодействия ученика и педагога. Ярлыки и сущность. Ярлык – это некое утверждение, словесное или мысленное, которое мы присваиваем другому человеку, событию или явлению. Их придумывают для идентификации человека. Часто ярлык несет в себе негативный посыл. Придумывая, навешивая ярлыки на другого человека, мы программируем себя на конкретное отношение к нему, лишая себя радости общения с реальным человеком. По факту, как-то называя человека мы общаемся с этим ярлыком. Об опасности «называния» очень хорошо сказано в рассказе Рэя Бредбери «Сущность». Суть рассказа лежит за пределами нашей темы, но там есть несколько очень ярких эпизодов. - О, нет, не давай мне названия! - неожиданно вскричал Песочный человек. - Не давай мне названия, не давай мне ярлыка. - Пфф! А почему бы это? - Я - сущность! - возопил Песочный человек. - Я не ярлык! Я именно сущность. Ты должен знать, что мысль отливала твои атомы в твою теперешнюю форму целые столетия. Если бы ты смог преодолеть, разрушить это убеждение, убеждения твоих друзей, учителей и родных, тебе тоже удалось бы изменить форму, стать чистой сущностью! Все вы на Земле затвердили некоторые ярлыки, как, например, Ребенок, Голова, Руки, Пальцы, Ноги. Ты дал мне название, ты поймал меня, запер с помощью мысли в тюрьму! Чудовищно! Я не могу побороть ее, не могу стать таким, как прежде! И если посмотреть на этот отрывок с точки зрения взаимоотношений, то для меня становится понятным, почему так важно увидеть реального человека, реального ученика, не убегая из контакта с ним в педагогическую терминологию и в ярлыки. Отчего я так много внимания уделяю этому вопросу? Ответ, наверно, очевиден: педагоги работают с людьми, с детьми. В быстром потоке, череде звонков и уроков, чтобы справится с быстрым ритмом, скоростью, требованиями и нагрузкой, намного легче упорядочить, структурировать уложить в систему, те взаимоотношения, которые присутствуют вокруг нас. А для этого каждому участнику нужна своя бирочка, ярлык. Я далека от нравственной оценки этого. И предвижу ваше возмущение: что это не так. Однако, посещая уроки, общаясь с коллегами, с родителями, приходится слышать достаточно обидные, с точки зрения человеческого достоинства, высказывания об отдельных учениках. Разве мы себе иногда не позволяем говорить между собой: ой, ну этот такой слабенький, ну что с него взять! Ой, да он же 8 вида, это явно видно! И тут нас с вами подстерегает такая мысле-словесная ловушка. Позволю себе напомнить, что коммуникация – это не только слова, но и поза, жесты, мимика и микромимика. Все эти невербальные средства считываются человеком во время общения. Если вы подходите к ребенку с восприятием его как «седьмого или восьмого вида», то он это считывает. Кстати, к слову дети 7 и 8 вида - таких терминов нет и никогда на самом деле не было, были программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 7 или 8 вида, и ученики, которые по ним обучались согласно рекомендациям ПМПК. Сейчас эти программы называются адаптированными. А дети имеют статус ребенка с ОВЗ, детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем это опасно для ребенка: - у него формируется комплекс неполноценности - он укрепляется в убеждении, что мир враждебен к нему, недооценивает его Чем это опасно для педагога: - нарушаются взаимоотношения с учеником, снижается эффективность ваших педагогических и учебных воздействий Неужели так важно то, какой язык, какие слова, какие ярлыки мы используем между собой? Предположим, что - Да. Например, потому что в коммуникации только 40% информации человека получает через слова, остальное – через жесты, мимику. То есть невербально. Важно, что в процессе общения любой человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербального. По оценке некоторых специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы в мимике, чем в процессе вербального общения. Это подтверждают исследования психологов, которые кратко можно выразить в таком постулате как «сознание и тело – части одной системы и зеркально отображают друг друга». Привыкнув кидать ярлыки (между собой) на других людей, мы невольно закрепляем это в выражении лица. Общаясь с детьми с трудностями развития, наше лицо невольно нас выдает. Поговорим немного о мимике.
Например, явления неосознаваемой установки.
"Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он на вора" (Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с.271)". А есть еще такое интересное явление, как неосознаваемое сопровождение сознательных действий.
Любая мысль в сознании определенным образом представлена в теле, а любое ощущение в теле имеет какое-то отражение в сознании. Мир с удовольствием подстраивается под наше видение. Реальность охотно принимает форму наших убеждений. Помните, Того, кто сидит в пруду? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|