Сдвиг по фазе

«Посеешь привычку – пожнешь характер» (народная мудрость)

Сколько пищи к размышлениям дает нам привычка наблюдать за людьми! Разговоры по телефону в общественном транспорте, например. Когда ты невольно становишься свидетелем не просто эпизода чьей-то жизни, а целых её пластов.

…У женщины по соседству, блондинки лет тридцати с хвостиком, звонит телефон. Она копошится в сумке и не успевает ответить. Телефон умолкает. Женщина сама начинает звонить. Абонент не отвечает. Так происходит несколько раз, пока наконец-то она дозванивается на какой-то другой телефон. Далее плюс-минус по тексту:

«Мама, что случилось (истерично)?! Почему Даша не берет трубку?! Сама мне позвонила, а теперь не берет трубку! Как все хорошо, если она не берет трубку? Позови её… Даша (очень строго)! Что это значит? Если ты мне звонишь, то дождись, пока я отвечу или бери трубку, когда я перезваниваю!.. Даша, почему ты молчишь? Что у тебя случилось? Как ничего, если ты молчишь?.. Дашенька, а что тебе купить (заискивающе)? Печенье хочешь? А конфет? Дашенька, ну что ты хочешь, что тебе купить? Такого быть не может, чтобы ты ничего не хотела! Тебя бабушка обидела? Ты не расстроилась? Так может все-таки твоего печенья купить?»

Уговоры, сюсюкания, попытки что-то выяснить продолжаются пару минут. Трубка отвечает односложно и, судя по реакции, отрицательно. Устав от такого общения, женщина просит позвать к телефону бабушку. Далее тон меняется кардинально. Из заискиающе-виноватого становится повелительно-хамовитым.

«Мама, у вас там что, я спрашиваю, происходит?! Почему ребенок молчит и всхлипывает? Что значит «все нормально»? Что значит «сами разберетесь»? Почему она мне сама звонила, а теперь молчит? Что так трудно ребенка не расстраивать? Что значит «не нянька»? Ты знаешь, сколько денег мне будет стоить нянька?! Иди и сделай так, чтобы Даша мне перезвонила и была довольная! Нет, делай! Какой у неё «сдвиг по фазе»? Это у тебя «сдвиг по фазе»!..»

В пяти минутах монолога сложилась картинка. И не только настоящего, но и будущего этой молодой женщины.  Стоит ли говорить, что её пятилетняя дочь уже отлично знает, как «столкнуть лбами» маму и бабушку и получить любимое печенье «в откате»?  Стоит ли говорить, что пройдет немного времени, и печенье заменится более дорогими и сложными подношениями? Стоит ли говорить, что в перспективе эту маму ждет фраза: «Это у тебя «сдвиг по фазе»?!..

…Воспитание. Писано-переписано, говорено-переговорено, а меж тем, тема живая и актуальная.

Да, в этом процессе участвует не только семья, но и общество во всех его проявлениях: сады и школы, улица и СМИ, книги и интернет. Да, не всегда в наших силах противостоять тем явлениям, которые навязывают нашим детям извне. НО! В данной-то ситуации не было интернета, дурной компании или недобросовестного учителя. Было чисто семейное воспитание.

И не вина, а беда пятилетней Даши, что мама с бабушкой так активно включаются в её игру. И диктует ребенок свои правила не потому, что такой манипулятор жесткий. А потому что в этих отношениях НЕТ ОБЩИХ ПРАВИЛ, установленных старшими. Нет общих договоренностей, как вести себя друг с другом и с ребенком, как реагировать, что запрещать, а что позволять, куда, к какому результату воспитания мы движем этот процесс (об этом подробно описано в статье "Родители и дети. Куда ведёт эта дорога, если она не ведёт к Храму?") . Или они настолько расплывчаты и зыбки, что даже пятилетней девочке понятно, что это не правила, а условность. А значит этим можно воспользоваться в собственное благо. Пока неосознанно. Но дело времени, согласитесь.

Никто не хочет, чтобы ребенок вырос равнодушным и грубым эгоистом. Все хотят в будущем видеть ребенка заботливым, внимательным, уважительным (хотя бы по отношению к себе). Хотим? Но ЧТО ДЕЛАЕМ, чтобы хотение сбылось?

А делаем, заметьте, САМИ и ЕЖЕДНЕВНО все с точностью до наоборот! Своими же руками (словами и поступками) закладываем привычку«молчать и всхлипывать», когда ситуация складывается не в мою пользу. Чтобы  у НИХ, в процессе выяснения  у кого «сдвиг по фазе» сильнее, и поиска способов загладить вину, ЗАБЫЛОСЬ ТО, из-за чего, собственно все и началось.

Первая и основная задача семейного воспитания – договориться взрослым, которые участвуют в этом процессе, об общих правилах:

1. Какие привычки, и каким (общим для всех) способом будете воспитыватьу ребенка.

Например. Привычку к аккуратности и самостоятельности решаем воспитывать так: ребенок должен ежедневно (без потаканий, поблажек и пререканий) самостоятельно и аккуратно убирать за собой игрушки, книжки, постель, одежду и обувь, посуду после еды и т.д. Однажды показываем и объясняем, как это делать аккуратно и самостоятельно. Потом контролируем, чтобы делал. Постепенно, по времени взросления будем добавлять самостоятельных действий – мыть посуду, выносить мусор, гладить свою одежду, разогревать еду, или готовить простые блюда и т.д.

2. Какие темы и как обсуждаются в присутствии ребенка. О чем при ребенке не говорим.

Например. Мы договариваемся, что не обсуждаем в присутствии ребенка тему политики или секса. А тему денег обсуждаем с позиции, как лучше распределить семейный бюджет, куда и какую сумму запланировать, чтобы он привыкал к способу планирования и распределения денег.

3. Как ребенок должен вести себя по отношению к нам, и как мы должны вести себя по отношении к нему и друг другу в его присутствии.

Например. Хамство, грубость, невнимание и эгоизм – это не происки инопланетян. Это привычка, которую дети неосознанно перенимают в ежедневном общении родных и близких. Поэтому от вас зависит, что к вам вернется бумерангом:  «это у тебя «сдвиг по фазе» или  «давай я тебе помогу, мамочка».

Посеешь привычку – пожнешь характер

Автор: Светлана Пожарова



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Аноргазмия. Почему она не хочет секса? Что делать, чтобы получить оргазм? Доминантные женщины.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Мне по фигу на всех... что же это значит
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь