Уроки сказки

Уроки сказки

Информация не для всех

В древности сказки представляли собой некий «кодекс»: как вести себя девице-красавице, чтобы стать достойной невестой и женой; как выстраивать отношения; как достичь своей цели; как Иванушке-дурачку дорасти до Ивана-царевича. Соответственно, делились ими не с маленькими девочками и мальчиками, а с юношами и девушками, вступившим в пору полового созревания, чтобы научить уму-разуму. И делали это мудрецы, обладающие особенным даром.

Более поздний, авторский вариант сказок отличался от народного. Так, по словам философа и юнгианского психолога Клариссы Эстес, Братья Гримм строили свои истории на народной мудрости, но адаптировали их согласно своему видению и собственному психологическому облику.

Каждая сказка несёт в себе ответ на вопрос о базовых ценностях. И несмотря на разность персонажей, в любой истории найдётся полный их спектр: хороших, плохих, сильных, слабых, мудрых и неразумных. По Юнгу они отражают архетипы, то есть первичные структуры, которые составляют каждую личность. Каждый из нас представляет собой немного Золушку, немного Снежную Королеву, немного Василису и Бабу-ягу и ещё множество разных героев.

Принимать их все — значит объективно оценивать себя, видеть свои положительные и отрицательные стороны. В противном случае рано или поздно наступит прозрение: оказывается я не такая трудолюбивая, добрая и отзывчивая, как мне хотелось убедить всех вокруг и саму себя.

Нам неприятно, когда наши дети играют Ведьму или Бабу-ягу: принцессой быть лучше. Но в глобальном плане Баба-яга — это не просто вредная старушенция. Она представляет собой один из базовых женских образов. Ведь ни одна женщина не узнает в полной мере своей силы, пока не поверит, что внутри неё живёт ведьма, а точнее — ведунья.

Оба этих слова происходят от «ведать». То есть быть теми, кто владеет тайной информацией (неспроста живёт на краю леса, в том межмирье, куда опасно идти). Нужно также понять, что когда-то Баба-яга была девочкой, потом девушкой, но, видимо, так нелегко складывалась её жизнь, так больно ей было, что превратилась в ведьму. И это урок всем нам — чтобы быть добрыми, нужно быть счастливыми, а для этого, как минимум, говорить миру о том, что нам нужно, понимая свои потребности. Иначе от душевной непогоды не останется ничего, кроме как злобствовать — тихо или на весь мир.

О чём говорят «детские» истории

Практически все мы знакомы с текстом: «Ваша любимая сказка». Подвох в том, что их может быть несколько. Даже хорошо, наши вкусы и предпочтения меняются, ведь это значит, что мы способны посмотреть на ситуацию со стороны, проанализировать её и, если нужно, сменить стратегию. Если сегодня для меня приемлемо спать в ожидании принца, завтра я могу обратиться за помощью к Фее, а ещё через месяц — как Василиса, пойти в лес к Бабе-яге.

Об осмотрительности

Если попросить сегодняшнюю молодёжь назвать любимую сказку, одной из первых(если не первой) вам приведут в пример «Красную Шапочку». И это говорит о тенденциях, которые преобладают в обществе. В действительности эта сказка — о том, как НЕ нужно вести себя молоденькой девушке. В первоначальном варианте история заканчивается триумфом Волка: дровосеки не появляются. Съедена Бабушка, которая олицетворяет собой мудрость. Вслед за ней — Шапочка. Потому что утратила бдительность и угодила в ловушку. А дровосек может быть отцом, который не уделял времени воспитанию дочери, но в какой-то момент появился в жизни девочки и спас её. А может — просто более зрелым и опытным наставником.

Не напоминает ли этот сюжет истории о девочках-подростках и юных девушках, которые чувствуют себя достаточно взрослыми и умными, чтобы, идя в клуб, садясь в машину к незнакомцу, флиртуя с первым встречным, думать, что с ними ничего не случится?

Почему так происходит? Предвкушение опасности, чувство неизвестности «щекочет» нервы, соблазняет самоутвердиться. И в этот момент важно понять, чего же не хватает вашей внутренней «красной шапочке». Книг, которые научили бы осторожности, мудрости, понимания того, что является достоянием девушки. А может быть, человека, предупреждению которого «красная шапочка» вняла бы.

История Золушки несёт в себе и культурный посыл. Её бал — как первый выход в свет для 16-летней Наташи Ростовой, один из этапов становления девушки. Когда он пройден, начинается совсем другая сказка

 

О щедрости

Этот лейтмотив представлен в «Золушке» в виде двух противоположностей. С одной стороны — сама Золушка, которая пытается осчастливить всех, кроме себя. С другой — Фея, символизирующая собой всё женское, материнское: поддержку и заботу, подсказку и ту заслуженную помощь, награду, которая должна быть в жизни каждого человека. Чтобы даже в период трудностей он не забывал о том, что его по жизни ведут светлые силы, такие вот «крёстные феи». В отличие от Золушки, образ Феи несёт в себе возможность одаривать, при этом самой оставаться наполненной. От желания преподнести подарок, а не для того, чтобы полюбили.

О деятельности

И снова стоит вспомнить о трудолюбивой Золушке, которая выстрадала счастье благодаря Фее. Но многие копируют эту модель поведения в том, что годами ждут, когда же Жизнь вознаградит за предпринятые усилия. Вы задумывались, что было бы с Золушкой, если бы не помощь Крёстной? Она бы и по сей день перебирала чечевицу или выполняла другую неблагодарную работу. Трудолюбие похвально, но не всегда в реальной жизни оправдывается лозунг «если долго мучится, что-нибудь получится». Как бы вы не рассчитывали на Фею, иногда приходится идти в тёмный лес к избушке Бабы-яги. Но это уже совсем другая сказка. А именно — о Василисе Прекрасной.

Несмотря на присутствие волшебной куколки, она испытывала страх. И всё же переборола его. Научилась выполнять у Бабы-яги женскую работу — овладела искусством рукоделия. А оно, как любое творчество, является одним из первых умений девушки(которое нынче отошло на второй план). В японской культуре гейши — олицетворение женственности — должны овладеть не менее 70 видами искусства. Реализуя себя именно в этой сфере, мы проявляем свои женские черты, накапливаем нужную нам энергию. И такая женщина интересна мужчине. Василисина модель поведения нам не близка. Большинство из нас не помнят эту сказку. И это тоже одна из современных тенденций: ждать, вместо того чтобы действовать.

Спящая красавица проводит годы в забытьи. И мы к нему тоже стремимся, спеша уйти в мечты. Чтобы не задумываться о настоящем. Например, о том, почему так сложно выйти из лесу, покинуть избушку гномов. Перед тем как погрузиться в мечты, задайте себе вопрос: чего мне хочется. Побыть наедине с собой? Пойти в лес или рощу? Есть что-то, что нам нужно больше, чем уход от реальности.

У деятельности есть и обратная сторона: суетливость, верченье белкой в колесе, лишь потому что кто-то дал команду. И человек растерян: ему «нужно», он готов стараться. Возникает вопрос: кто сказал, что это действительно «нужно», почему нельзя жить по своему усмотрению?

Модель поведения из сказки о Василисе нам не близка (поинтересуйтесь у знакомых: кто помнит сюжет?). И это говорит о нашей склонности ждать, вместо того, чтобы действовать

 

О самостоятельности

Сказки об одиноких детях рассказывают о периоде взросления, когда юноша или девушка покидает родительское гнездо и пускается в самостоятельное плавание. Известен обычай, когда 9-летних девочек отправляли одних в Храм Артемиды, где они проходили обучение. Для них это было возможностью встать на ноги, научится принимать решения. Как и для литературных персонажей. Но чаще эти сказки вызывают у нас сочувствие. Ведь по сути своей все мы остаёмся детьми, и далеко не всегда комфортно и уверенно чувствуем себя во взрослой жизни. «Дети», дожившие до седин, ждут, что добрый родитель(фея, принц) укажет им путь, пожалеет, обогреет, осуществит мечты по мановению волшебной палочки. Мы так боимся действовать, потому что тогда нам придётся совершать ошибки. Когда мы становимся на коньки, то не сразу начинаем выписывать пируэты. Однако принимаясь за что-то новое, ждём, что удастся всё и сразу. Построим отношения, освоим участок работы или испечём торт не хуже, чем у шефа.

Одним из показательных примеров нашего нежелания взрослеть может быть сказка о Крошечке-хаврошечке, которую обычно разыгрывают на тренингах. Сюжет всегда один, но каждый человек всегда играет роль в соответствии со своим внутренним состоянием. И когда доходит до того, что Мачеха приказывает убить Коровушку, «отец Хаврошечки» теряется. Дело не в том, что поднять руку на живое существо, даже в шутку, даже понарошку, сложно, да и не нужно. Дело в подспудном отожествлении Коровушки с матушкой, кормилицей. Ведь тогда придётся выйти в большой пугающий мир на правах взрослого человека.

Все мы отдаём себе отчёт, что в один прекрасный момент меняемся с родителями ролями и уже те, кто моложе, начинают опекать тех, кто старше. В реальной жизни наступает время, когда в маме происходит посыл выталкивания, она как бы говорит: как мать я уже дала тебе знания, а теперь как мачеха помогаю повзрослеть. И даже подростки иногда отмечают, что наступает момент, когда родной человек отгораживается от них будто чужой.

Если по каким-то причинам ребёнок не получил в достатке маминой любви, ему будет сложно порвать эту связь. И даже отделившись, он будет искать замену — того, кто смог бы стать для него «второй мамой». Находить её даже в муже, говоря ему: «Скажи, что любишь меня!», ища в нём подпитку.

Пока не повзрослели, мы не готовы к построению личной жизни. Игра в «Крошечку-хаврошечку» показала, что Хаврошечка не хотела подавать яблочко барину и становиться его женой, а он сам не желал брать её в жёны. Многие были в растерянности: «Я понимаю, сто по правилам нужно, но не хочу». Как в жизни: пора замуж/жениться. Но готовности нет, потому что не созрели, морально не отделились от маминой юбки. Впрочем, это не повод предъявлять родному человеку претензии: «Как ты меня воспитала?» У мам ведь тоже своя история. Они чего-то недополучили, а потому и недодали. Правильнее будет подпитать себя. Подумать, какие качества олицетворяет мама: навыки, умения, творчество. О своих увлечениях. Что вам нравится, что дорого. Образ мамы в сказках подстёгивает понять, чего же вы хотите. И если почувствуете, что для полного счастья вам сейчас не хватает вышивания, беритесь за пяльцы. Но не «замахивайтесь» на то, что все будут в восторге от вашей работы. Творите для себя.

Пока наш внутренний мужчина не «подтянется» до желаемого уровня, не станет сильным, деятельным, решительным, все реальные мужчины на нашем пути будут слабыми и неуверенными в себе

 

О мужском и женском в нас

Юнг говорит о том, что в каждом человеке живёт мужское и женское, Анимус и Анима. И если все герои сказок олицетворяют собой части одной личности, то мужские и женские герои также являются составляющими единого целого. Чтобы понять значение сказанных автором слов, важно учитывать его половую принадлежность. Так, в сказке «Двенадцать лебедей» Ганс Христиан Андерсен своё мужское «я» показывает в виде юнош, которых Злая королева заколдовала в диких лебедей. Роль его женского «я» играет сестрица Элиза, которая должна спасти братьев. Для этого ей нужно молча собрать крапиву, свить пряжу и связать рубашки. Это говорит об одном из путей реализации девушки. То, что она делает, это не столько истязание, сколько обращение к традициям. Когда девушке нужно убежать от хаоса, спрятаться в собственном мире, подпитать себя творчеством.

Примерно таким же «недоразвитым» является Анимус девушек, которым приглянулась сказка о Белоснежке. Её Анимус представляет собой гномов — существ волшебных, которые по всем поверьям знают, где скрыты сокровища. Но в данной интерпретации они олицетворяют собой детей-старичков. Недомужчин. А ведь пока наш внутренний мужчина не «подтянется» до желаемого уровня, не станет сильным, деятельным, решительным, все реальные мужчины на нашем пути будут слабыми и неуверенными в себе. С приставкой «недо-». Пусть даже мужественными на вид. Потому как мы притягиваем того, кто соответствует нашему Анимусу(для женщин) и Аниме(для мужчин). И только Царевна способна притянуть Ивана-царевича. А не Иванушку или Емелю, которые грузом повиснут на Русалочке или Золушке. Можно приводить много разных примеров. «Щелкунчик и Мышиный король», где по сюжету Мари спасает игрушку. И «Аленький цветочек»(«Красавица и чудовище»), которого по сюжету заколдовала волшебница(строгая или, наоборот, избаловавшая мать), а снять чары может прекрасная девушка с добрым сердцем.

Ещё один вариант сказки, написанной мужчиной и ещё один призыв о спасении, — это «Русалочка». Анима представляет собой полуженщину-полурыбу, жертвенную, страдающую, молчаливую. Она испытывает чувства, но не способна их выразить. Как сам мужчина. Возможно, в детстве его часто одёргивали. Потому сейчас он, как старый солдат, «слов любви не знает». И отношения с ним построить будет крайне сложно до тех пор, пока он не пробудит свою «женскую половину».

О мудрости своевременности

Сказки учат нас жить настоящим и не заглядывать в будущее. В «Крошечке-хаврошечке», например, эти временные этапы отождествлены с дочками мачехи — Одноглазкой, Двуглазкой, Трёхглазкой. Они следили за Хаврошечкой(и именно Трёхглазка, олицетворяющая собой будущее, выведала секрет). Это намёк: не пытайтесь узнать то, что вам пока не велено. Ведь то, что человеку положено знать в семь лет, он будет знать в семь. А то, что в тридцать — в тридцать. Всему своё время.

Девочкам полезно рисовать принцесс, ведь это стимулирует из расти, развиваться, дабы найти себе принца под стать

 

О терпении

Сказки учат нас, что всё даётся не просто так. И нужно быть готовыми к испытаниям в полной мере. В современных историях всё происходит легко и быстро. Но посмотрите на богатырей, которые боролись со Змеем Горынычем. Сколько бы они не рубили голов, их становилось всё больше и больше. Так жизнь испытывала героев: одну голову смог отрубить, а три сможешь? А шесть.., девять.., двенадцать? По действиям персонажей читатели узнали, как лучше поступить в такой ситуации: где не поможет сила, проявите смекалку.

Однако важно понимать, что Змей Горыныч — это особая структура. Сразиться с ним может только тот, кто готов взглянуть в глаза своим страхам, неуверенности или, наоборот, неуёмным амбициям. Ведь дракон олицетворяет собой всё то, что мешает нам достичь намеченного. Он не приходит извне, он сидит в нас. Возрастающее количество голов означает растущие сложности: каждый новый этап труднее предыдущего. И те проблемы, которые в юности вызывали ощущение беспомощности, теперь кажутся мелочью. По сравнению с теми, которые пришли после. И так постоянно: пройденный этап всегда кажется более простым, чем настоящий и предстоящий. Но это естественный процесс развития, без которого не состоится взросление. Не приходит он лишь к тем, кто не желает расти, кого всё устраивает.

В восточной философии дракона (аналог нашего Змея) могли видеть только императоры. Он олицетворял собой величие. Но было важно, победив дракона, самому в него не превратиться. То есть не впитать это высокомерие. Ведь согласно мифам, человек, убивший дракона, в него и превращался.

Для маленьких и взрослых

Читайте ребёнку (да и себе) все сказки, чтобы не навязывать ему сценарий. Иначе он получает посыл соответствовать, допустим, принцессе. В итоге, повзрослев, либо всеми силами будет пытаться удержать установленную родителем планку, либо выберет антисценарий, действуя вопреки — как разбойница.

Лишним будет и анализировать сказку. Когда ребёнок задаёт вопрос: «А Золушка хорошая?» или «А Королева злая?», не будьте категоричны. Оставьте сыну или дочери право самим судить. Чем больше мудрости впитано из сказок, тем проще в дальнейшем определиться с подходящей тактикой в той или иной ситуации.

Не мешайте ребёнку играть Бабу-ягу или любоваться Мачехой. Лучше подумайте, что происходит в его внутреннем мире, если его привлекают такие персонажи. Может, вы даёте ему слишком мало свободы. Или он устал от своей правильности и для него единственно возможный способ проявить себя — сыграть плохого героя. Ведь даже Снежная королева по сути своей неплохая (и дети это понимают): просто когда-то ей причинили боль.

Учитесь чувствовать сказку (что отзовётся, то и будет актуальным). Работа с нею не требует разъяснений специалиста, просто разберётесь, что же в сказке привлекает вас. Вам не нужно разрешение психолога на то, чтобы отождествить себя с тем или иным персонажем. Не пытайтесь оценить разумом свои реакции. Если что-то порадовало, определитесь: что именно? Это и будет подсказкой. Потом можно пойти и на тренинг. И попробуйте написать свою собственную сказку.

Подробнее о…сказках

Мария Луиза фон Франц «Психология сказки», Ханс Дикман » Юнгианский анализ волшебных сказок», Кларисса Пинкола Эстес » Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях».

 



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Чтобы найти подходящего партнера — нужно быть собой
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Не нужно быть умным, чтобы стать богатым. Как всегда быть «при деньгах»
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Чувствую себя одиноко, перестала развиваться совсем. С какой собой мне нужно бороться?
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Чтобы понять, находитесь ли вы в созависимых отношениях, нужно ответить на один вопрос
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Что нужно убрать и отпустить из своей жизни, чтобы стать счастливее?
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • 5 вещей, которые нужно принять, если вы хотите быть счастливы в браке
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой (Побочный эффект контроля)
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как сбываются мечты, когда мы стремимся быть собой: от внутреннего импульса до реальности
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь