Здоровый вызов, или баланс между родительским честолюбием и детскими потребностями.


 

"Что такое здоровый вызов, или как сохранить баланс между родительским честолюбием и детской потребностью в свободном развитии."

Сегодня я предлагаю задуматься, а здоровый ли вызов родителям предъявляет общество. Например, что внедряет в мозг реклама всевозможных продуктов и услуг?

“Мама всегда всех понимает, и первая приходит на помощь”. “Мама растит чемпиона для Олимпиады”. “Моя мама самая красивая и самая добрая”. “А это мама моей мамы!” В этих коротких видео-зарисовках мы лечим, вдохновляем, спасаем, посвящаем жизнь. При этом мы должны быть вечно молодыми, стройными, неизменно позитивными, ухоженными-красивыми, “ведь мы этого достойны”! Вам это не напоминает некрасовское “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”?

А что в реальности? А в реальности мы устаем на работе, срываемся на близких, нас мучают панические атаки, мы растеряны, выбиваемся из сил в погоне за красивой картинкой. Во что бы то ни стало соответствовать, демонстрировать, успевать, достигать. Нас парализует страх потерять контроль - и не оправдать эти ожидания. И страх этот неотделим от навязанной обществом иллюзии всемогущества. Оборотная сторона этого всемогущества - запредельное чувство вины, когда не смогли, не справились, не получилось. Это сцепленные вещи. Вины не миновать, если мы такие… всемогущие.

Вот так и живем. С одной стороны социум с его вызовом-требованием “будь самым-самым лучшим/сильным/умным”. С другой - опыт своего собственного детства и внутреннее давление усвоенных установок.

И тут наступает черед наших экспериментов в воспитании собственных детей - какие требования и вызовы мы предъявляем им?

Давайте разбираться вместе :-)

Нет, я не настаиваю на борьбе с установками. Давайте начнем с малого - просто осознаем, что происходит. Где-то попробуем отпустить ситуацию и делегировать некоторые свои обязанности, что-то пустим на самотек, где-то дадим близким встретиться с последствиями их действий.

Попробуйте вспомнить опыт общения со своими собственными родителями. Этот опыт во многом определяет то, как мы растим своих детей. Вопросы помогут выяснить ваше отношение к собственной истории привязанности:

  1. Как вы чувствовали себя в своей родительской семье?
  2. Какое место вы занимали среди братьев и сестер?
  3. Какая у вас была роль?
  4. Каким образом ваши родители устанавливали дисциплину?
  5. Какие у родителей были ожидания от вас?
  6. Насколько сейчас ваши родители, братья и сёстры вас поддерживают?

Вы вспомнили, с какой любовью и уважением относились ваши близкие к вам и вашим интересам, ощутили чувство сопричастности, взаимный интерес и радость от общения? Или в ваших воспоминаниях что-то прямо противоположное?...

***

А теперь самое время поисследовать, есть ли у вас завышенные ожидания от ребенка:

  1. Насколько мои ожидания соответствуют возрасту ребенка и уровню его развития?
  2. Могу ли я обеспечить ребенку зону ближайшего развития и поддержку, которые позволят ему достичь результатов?
  3. Могу ли я радоваться успехам ребенка?
  4. Если задача оказывается слишком трудной для ребенка, могу ли я изменить ее таким образом, чтобы помочь ребёнку его выполнить?
  5. Что мешает мне принять ограничения моего ребенка?
  6. Я не знаю, чего ожидать от ребенка в разном возрасте?
  7. Мои родители ожидали от меня большего, поэтому и я хочу, чтобы мой ребенок стремился преодолевать свои возможности?
  8. А я наоборот, не могу поддерживать исследования ребенка и его движение в сторону независимости. Мне страшно, что я останусь один/одна.
  9. Я чувствую неловкость из-за потребности ребенка в зависимости, поэтому подталкиваю его к активному общению и достижениям. Он должен наверстать упущенное время…

***

У родителей должны быть реалистичные ожидания, которые соответствуют потребностям ребенка на каждом этапе развития. Тогда это будет здоровым вызовом.

Случается, что неспособность оправдать завышенные ожидания родителя является причиной низкой самооценки ребенка и его нежелания общаться с ним. В таком случае наша главная задача в работе - помочь родителям понять, почему для них были так важны высокие достижения ребенка. Как только родители смогут отделить свои собственные потребности от потребностей своего ребенка, они смогут начать приводить свои ожидания в соответствии с интересами ребёнка и его способностями.

Некоторые родители, похоже, с трудом принимают взросление ребенка и поэтому предоставляю твоему ребёнку мало возможностей для обретения новых навыков и исследования мира. Они держатся за ребенка, всем своим поведением сообщают ему, что мир опасен, отделяться страшно.

Например, перед тем, как покинуть комнату на минуту, мама может спрашивать своего трехлетку: “Ты не испугаешься? С тобой всё будет хорошо? Я буду прямо за дверью и сразу вернусь!”

Тогда ребёнок, копируя тревожное выражение матери, начнёт хныкать и цепляться за мать.“Не уходи, не уходи, я боюсь”. В этом случае мы обсуждаем с мамой, что сделало настолько трудным расставание с ребёнком. Как только мама осознает собственные чувства, она сможет помочь ребёнку переносить отделение и начать поддерживать его исследовательские интересы и независимость в соответствии с возрастом.

Когда ребёнок нормально развивается, а родители не поглощенный своими собственными эмоциональными проблемами, им относительно легко поддерживать нужный уровень ожиданий от ребёнка. Однако случается, что перемены даже в здоровой системе семейных отношений могут поколебать уверенность ребенка в себе и ослабить его способность соответствовать обычными требованиям. Это могут быть такие причины:

  • рождение еще одного ребёнка,
  • трудный период в школе,
  • смерть дедушки или бабушки,
  • переезд и т.п.

Способный, живой ребёнок может внезапно стать беспокойным, плаксивым и подавленным. Иногда, в таких случаях, для восстановления отношений необходимо понять, что надо срочно снизить требования к успеху и независимости (Вызов), и начать принимать его потребность в утешении, объятиях и расслаблении (Забота).

И мы сможем это сделать, если так же чутко настроены к собственным потребностям в Заботе, Вызове, Вовлеченности и Структуре.







Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • вы уверены, что вы - мама этого ребенка?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как любить своего ребенка? Как его принять?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь