Детские рисунки: искусство толкования

Автор статьи: Ольга Дегтярева

Детские рисунки искусство толкования

Вы когда-нибудь встречали ребенка, который не любит рисовать? А вы представляете, какими ценными артефактами психической жизни вашего малыша являются его художества?

Существуют даже целые рисуночные тесты, которые предлагают всего лишь по одной картинке определить чуть ли не жизненные стратегии нарисовавшего её человека. Как я ненавижу, когда кто-нибудь просит меня нарисовать дом, дерево, человека и прочие для меня уже знакомые сюжеты. Я просто плохо рисую, да и уже знаю, что к чему в этих тестах. Но когда речь идет о рисунке ребенка - это совсем другое дело! Особенно интересны рисунки малышей, у которых еще отсутствуют оценочные суждения по поводу шедевральности своего творения и свободу творчества которых еще не ограничили взрослые своими образовательными стандартами и методиками.

Необязательно искать арт-терапевта, который вам растолкует символы, изображенные вашим чадом. Кое-что (и даже ого-го!) вы можете прояснить и сами. Но прежде чем перейти непосредственно к технике анализа детского рисунка, хочу рассказать коротенькую историю о том, как ко мне пришла мама с пятилетним ребенком, обеспокоенная его мрачными рисунками. Так она охарактеризовала их сама лишь потому, что все они были черными ("Но у него невероятное количество цветных карандашей и фломастеров"). Целый альбом в черных тонах, есть от чего забеспокоиться. И мама посчитала, что тетя-психолог ей расскажет о рисунках сына больше, чем сам сын. Я полистала разрисованные черным фломастером листы, посмотрела на мальчика и сказала: "Какие красивые рисунки!". Он посмотрел на меня в ответ с чувством жалости к моему эстетическому вкусу и вздохнул. Похоже, что он их сам таковыми не считал. Вот с этого места и стоило начать разбираться. Я закрыла альбом, чтобы собраться с мыслями, и заметила какие-то каракули на обложке, тоже ярко-черные. "Тут что-то написано?" - спросила я у малыша. "Да, там написано - раскраска". О да! Этот альбом был книжкой-раскраской для младшей сестрички этого мальчика. И, конечно же, рисунки не могли быть красивыми, ведь они были не законченными - не раскрашенными.

Для меня эта история была о том, что не стоит делать поспешные выводы, основываясь лишь на одной составляющей рисунка (в данном случае цвете), а также о том, что иногда родители не верят в свои способности понимать собственного ребенка, не разговаривают с ним, а предпочитают находить посредника, например, в виде психолога. Конечно, отдельные случаи, действительно, требуют обращения к психологу или арт-терапевту, но есть кое-что терапевтическое, что может сделать любой человек при анализе детских рисунков.

1. Скажите, что рисунок очень красив и отследите реакцию ребенка. Если похвала придется ему по душе, значит, у ребенка были хорошие эмоции, когда он рисовал. Если же это было не так, то он скажет об этом. И здесь важно понять: передавал ли ребенок буквально кого-то плохого (ну мало ли посмотрел мультик со злодеем) или выражал метафорой то, что его беспокоит.

2. Расспросите подробнее о сюжете рисунка о главном персонаже. Слушайте внимательно. И слышьте. Кроме пересказов просмотренных мультиков или прослушанных сказок, можно услышать нечто беспокоящее вашего ребенка, а может, наоборот, узнать о его мечте (что не менее важно, кстати!)

3. Спросите, изобразил ли малыш на этой картинке самого себя. Если нет, то где бы он мог находиться. А где бы он изобразил вас? Детское воображение феноменально. Только, пожалуйста, не нарушайте его свободное течение указанием на то, что что-то нарисовано нереалистично (ну, например, что цветок не может быть больше человека, или что море не бывает розовым).

4. Оцените цветовую гамму рисунка. Кстати, заодно, проверьте, как ваш малыш усвоил название цветов. Есть ли у него любимый и нелюбимый цвета? Обратите внимание на то, что именно он раскрасил этими цветами?

5. Поставьте дату на рисунке и положите его в папку. А можете даже повесить несколько рисунков в рамках на стену. Представляете, какой посыл на будущую жизнь вы дадите сейчас вашему ребенку? Даже если он не станет великим художником, он всегда будет знать, что то, что он создает заслуживает внимания. Он Творец. И в нем огромный потенциал, ведь его родители, самые главные в жизни люди, так высоко ценят его рук дело!

P.S. Страшные и "нехорошие" рисунки следует дорисовать. Положительных чувств у ребенка в конечном итоге должно остаться больше. И слушайте своего ребенка: пусть он сам предложит, что сделать с чудищем на его рисунке. Ведь пока вы будете пририсовывать ему бантики и цветочки, малыш может многозначительно спросить: "Мам, а где ножницы?".



Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Что "цепляет" мужчин в женщине даже больше, чем красивая внешность
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь