Обещала статью на эту тему — пишу! Кратко освежу что вообще происходит, что за ярлыки и роли-то?)
Ярлык приклеивается к ребёнку постепенно (сам собой) и очень долго отклеивается (только при помощи ваших усилий!) Когда мы как-то обозначаем, называем ребёнка раз-другой-третий — постепенно он начинает играть эту роль. Помните, дети — это зеркало? Раз все говорят, что Петя — властный и упрямый, значит он таким и должен быть и ровно так себя и будет вести. Почему? Чтобы соответствовать ожиданиям окружающих, в первую очередь — его самых близких, то есть членов семьи.
А что, если я считаю сына упрямым и властным, но вслух его так не называю? Будет ли приклеиваться роль? Отвечаю — да. Даже если мы чего-то не произносим вслух, мы это транслируем через своё поведение, отношение, поступки, действия. Только крошечный процент информации воспринимается вербально (это то, что говорят «словами через рот»). Остальная колоссальная доля информации считывается бессознательно, то есть не через слова: по подтексту, интонации, жестам, мимике, эмоциям родителя, вздёрнутой брови, сверлящему взгляду мамы, покашливанию отца, отвлечённым фразам и выводам, косвенным критическим замечаниям, по тому как бабушка хлопнула дверью, как вздохнул обречённо дедушка и так далее и тому подобное! И так — у каждого из нас работает, так устроены люди. Поэтому говорите вы вслух что он упрямый или только так думаете — большого значения не имеет. Разве что в первом случае приклеится быстрее роль и дольше займёт процесс отклеивания (поведение, подкреплённое конкретными недвусмысленными фразами — атака по всем фронтам).
Мнение родителей о своих детях влияет не только на то, как дети воспринимают себя, но и на то, как они себя ведут.
Чтобы освободить ребёнка от разыгрывания роли:
Ищем возможность показать детям их новый образ.
Ставим детей в ситуацию, в которой есть возможность взглянуть на себя иначе.
Пусть дети «случайно» услышат, как мы говорим о них что-то положительное .
Сам ведём себя так, как хотим, чтобы вели себя наши дети.
Храним особенные моменты, связанные с нашими детьми.
Если дети ведут себя в соответствии со старым ярлыком, говорим им о своих чувствах и/или ожиданиях.
Ещё какие-либо навыки, которые могут быть эффективны (писать записки, например).
Не нужно использовать обязательно всё сразу или последовательно проходить все пункты! Дети и родители — разные, роли разные, ситуации — тоже. Подберите то, что подойдёт именно вам под конкретную задачу, с учётом максимального количества нюансов именно в вашем случае.
Примеры (сначала обозначена роль, потом решение — номера соответствуют 7 навыкам из списка выше):
Роль «несообразительный»: я уже собиралась вызывать мастера по ремонту холодильников, а ты выяснил, что вилка неплотно входит в розетку! Как ты до этого додумался?
Роль «непослушная»: Лиза, сегодня меня не будет дома, поэтому поручаю тебе покормить собаку и погулять с ней.
Роль «плакса»: мама говорит с папой по телефону в присутствии ребёнка — О, ты бы видел, как Серёжа сегодня перенёс прививку! Он просунул руку и пошёл к врачу. А ведь укол действительно может быть болезненным.
Роль «не умеющая проигрывать»: мама и дочь играли в настолку, мама проиграла — хм, я думала что я победила… проигрывать неприятно, лучше бы я выиграла. Ну ничего, меня это не расстроит. Поздравляю, Оля!
Роль «плохая координация»: мальчик не смог на физкультуре забраться по канату и физрук сказал, что у него нет координации. — Думаю, он просто не знает тебя так, как знаю я. Я помню, когда тебе было всего 4 года — ты быстрее всех во дворе ездила на двухколёсном велосипеде! И он никогда не видел, как ты умеешь стоять на голове!
Роль «грубиянка»: дочь — «ты должна взять меня в магазин!» мама — «такой тон меня огорчает. Можешь как-нибудь иначе меня попросить?» Роль «жадный»: печенья предназначались для всей семьи! Я надеюсь, ты способен сказать себе «нет».
Роль «забывчивый»: записка — дорогой Антон! Сегодня звонила твой преподаватель музыки, сказала что ты забывал свою скрипку последние две репетиции. Я надеюсь, с сегодняшнего дня ты найдёшь способ, как вспоминать о ней, и будешь брать её с собой. Мама.
Процесс освобождения от роли может занять долгое время, потребуется много терпения. Заранее было бы очень кстати найти время и обдумать «план освобождения». Задать себе вопросы и выписать ответы на лист:
Мой ребёнок играет какую-либо роль дома, с друзьями, в школе?
Что это за роль?
Есть что-то положительное в этой роли? (у «фантазёра» развитое воображение, а у «нарушителя спокойствия и шута» отличное чувство юмора и нестандартный взгляд на вещи). Не выливаем вместе с водой младенца!
Как я хочу, чтобы мой ребёнок воспринимал себя? (способным брать ответственность, доводить дела до конца и др.)
Продумайте и запишите также конкретные фразы/действия напротив каждого из 7 пунктов выше — это поможет применять навыки на практике, не растеряться и быстро взять и использовать уже готовое решение.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.