|
Роль отца в воспитании сынаАвтор статьи: Ирма Ансаровна Иксанова
РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ СЫНА В настоящее время в России наблюдается рост количества неполных семей, большинство из которых семьи, где дети воспитываются без отца. Так, по заявлению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахова, «число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей-одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек». При этом он отметил, что около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей. Между тем, отец для сына является образцом, моделью для подражания, т. к. он значительно влияет на половую идентификацию. В неполной семье возрастает нагрузка на родителя, что сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Рассмотрим особенности влияния данного положения, в частности на мальчиков. Й.Лангмейер и З.Матейчек провели лонгитюдное исследование, предметом изучения которого были ситуации развития детей, воспитывающихся без отца (внебрачные и разведенные семьи) и детей из полных семей. Было выявлено, что среди детей с ослабленным здоровьем, больше тех, кто воспитывается только матерью. Исследователи объяснили это тем, что молодой женщине материнство без мужа приносит множество ограничений и трудностей, что в свою очередь отдаляет её от ребенка. К тому же недостаток образца маскулинности влечет за собой трудности освоения полоролевого поведения. Исследование распавшихся семей показало несколько иную ситуацию. В основном дети растут психически здоровыми и социально адаптированными. Но все же к жизни приспособлены хуже, чем дети из полных семей. Среди них чаще встречаются такие черты как боязливость, нелюдимость, склонность к конфликтам и недисциплинированность, что оценивалось как результат потери авторитета. А склонность к дракам как компенсаторное проявление чувства неполноценности. Иначе дело должно бы обстоять в полных семьях. Но всегда ли отец является образцом маскулинности? Здесь важно качество контакта: мера непосредственного участия в уходе за сыном, эмоциональная близость, мера ответственности за обучение навыкам и ценностям. Зачастую отец физически присутствует в жизни сына, но в воспитательном и стимулирующем отношении либо бездействует, либо действует искаженно. Причины могут быть разные: собственный опыт отношений с отцом, матерью, вредные привычки, зависимости, личностная незрелость, инфантилизм, загруженность на работе. Еще одна немаловажная причина нежелания заниматься воспитанием своего ребенка может быть скрыта не в его отношении к ребенку, а в его отношениях с женой. Хватает ли женщине мудрости укреплять авторитет отца в семье. Да, мужчинам не интересно просто возиться с ребенком до 3х лет. В этот период они мало помогают. А если еще каждое действие сопровождать упреками, то молодой папа и дальше будет держаться подальше от ребенка. В случаях, когда мать является главой семьи, а отцы проявляют пассивность, в сыновьях мало формируется собственно мужских черт. В своей книге Захаров А.И. приводит характеристики отцов, чьи дети страдают неврозами. Эти отцы сдержанны в общении, регидны в суждениях, серьезны, консервативны, молчаливы, более робки, застенчивы, осторожны, чувствительны к угрозе, замкнуты; ориентированы больше на свое суждение, чем на мнение группы. Психомоторная нестабильность (импульсивность) отца стимулирует такие нервные проявления как энурез, тики, заикание. Излишняя строгость родителя провоцирует появление страхов. Установлено преимущественное развитие гуманитарных способностей у детей, растущих без отца. В своей работе К. Тэкэкс приводит результаты влияния отцовского и материнского стилей воспитания. Он утверждает, что авторитарность отца оказывает положительное влияние на развитие познавательной сферы сына, авторитарность матери – отрицательно. Наблюдается связь между одаренностью детей и сложностью отцовской профессии. Имея опыт психологической работы в детском саду, хочется отметить, что за психологической помощью чаще обращаются матери, одни воспитывающие сыновей. Либо же матери из полных семей, где отец принимает пассивное участие в уходе за сыном. У таких детей чаще встречается высокий уровень тревожности. Эти дети хуже приспосабливаются к условиям детского сада, им труднее выстраивать отношения со сверстниками, особенно своего пола. У мальчиков из неполных семей чаще проявляется плаксивость, страхи или же напротив - агрессия. Это связано с тревожностью матери, которая просто не знает как выстраивать отношения с мужчиной и поддерживать мужской авторитет в семье. Поэтому она либо ведет себя с ним очень строго, требуя от него «мужских» поступков и решений. Тогда мальчик становится агрессивным, происходит невротизация ребенка, формируется гиперответственность. Либо мама потворствует и боготворит его, жертвуя своими интересами. Тогда и во взрослой жизни он остается инфантильным ребенком. Конечно, это замечательно, когда семья полная, здоровая. Но в реальности часто происходит по-другому. Чтобы сгладить или полностью устранить возникающие проблемы, необходимо укреплять психологическое здоровье женщины. А в жизни ребенка должна быть значимая мужская фигура (учитель, родственник), а еще лучше родной отец. Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|