|
Работа по Э.Берну, ох уж это выгорание...Автор статьи: Светлана Габбасова
Впервые термин «выгорание» был использован в 1974 году психиатром X. Фреденбергером. С тех пор выгорание на работе исследовали и диагностировали у представителей разных профессий и возрастов, подтверждая, что «выгоранию» подвержен человек. Согласно исследованиям, психическое выгорание — состояние физического, умственного и эмоционального истощения. Профессиональное выгорание естественный процесс в развитии человека и через определённый период трудовой деятельности он бывает практически у всех. Необходимо осознать, что с вами происходит и в нужное время принять его как данность для того чтобы подумать, что делать дальше. Работа должна приносить удовольствие и возможность самореализации. Для того чтобы понять в каком окружении человек работает и в каком чаще всего состоянии находиться поможет Трансакционный Анализ Эрика Берна (англ. Eric Lennard Berne, наст. Имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр, известен как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа, сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. Trans- — приставки, обозначающей «движение» от чего-то к чему-либо, и англ. Action — «действие»),. и представляет он собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека как композиции трёх состояний «Я-Человек»: Ребёнок; Взрослый; Родитель, лежащих в основе межличностных отношений, используемых людьми в повседневном общении, вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний. Важнейшая часть анализа — выделение жизненных планов индивида, по средствам действенных движений. Разберём все эти три состояния подробнее для дальнейшего использования этой типологии в практике. В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния. Начнём с самого рождения когда ребёнок очень зависит от родителей, и родители всё делают сами чтобы ребёнок чувствовал себя хорошо, ну или хотя-бы нормально. Далее наступает период когда ребёнок проявляет самостоятельность в действиях и родителям нужно только проконтролировать эти движения. ПЕРВОЕ состояние РЕБЁНОК В случае когда родители отрицательно относятся к неуклюжим движениям ребёнка и продолжают делать за него, получается что человек из состояния Ребёнок не выходит и нет возможности проявлять самостоятельность. Он в дальнейшем остаётся в потребности и в желаниях с призывом Хочу и ждёт или требует его исполнения. ВТОРОЕ состояние ВЗРОСЛЫЙ Родители, которые знают что ребёнка нужно научить как обходиться без родителей, будут снисходительно относиться к неумелому опыту ребёнка и то что у него на данном этапе взросления получается плохо доводить до нужного уровня. Таким образом Ребёнок получает опыт, что он Хочет уже не ждёт и не требует, а Может сделать самостоятельно и договариваться с тем кто сможет его этому научить. После перехода в дошкольное, в школьное, а затем вузовское учреждения у этого Взрослого продолжается опыт самостоятельных действий и совершенствуется опыт договариваться со всеми кто в окружении. Когда Взрослый начинает поиски работы он конкретно знает для чего ему этот опыт и куда после с этим опытом двигаться. Для руководителя Взрослый сотрудник с таким опытом будет ценен, так как он развиваясь сам может развивать всех кто его окружает, он сам проходит все ступени развития и знает как их можно пройти. Для такого сотрудника примерно после 7-ми летней работы будет тесно в том опыте в котором находится. Если есть желание чтобы оставить такого сотрудника в компании, нужно быть готовым перевести его на другой уровень развития для выполнения более сложной и ответственной работы. Ценным для организации будет на руководящей должности Взрослый, он сможет сделать всё что приведёт к профессиональному росту компанию и конечно себя, проходя пути роста по вертикали и по горизонтали, развивая во все стороны, объективно оценивая реальность. ТРЕТЬЕ состояние РОДИТЕЛЬ В большинстве случаев в состояние Родитель переходят те люди у которых окружение требуют заботы и нет разницы сколько лет человеку и сколько лет окружающим. Его окружают «дети», которым нужна помощь и они сами без посторонней помощи не могут справиться с тем куда попали, есть ведь рядом тот кто сделает всё. Родитель очень хочет быть нужным. Двигающей силой для действий такого Родителя является призыв Надо. Надо сделать, надо помочь, кроме меня некому и т.д. После перехода в дошкольное, в школьное, а затем вузовское учреждения у этого Родителя продолжается опыт действий в оказании помощи и круг нуждающихся у него растёт. В поисках работы Родитель учитывает более подходящую нишу для реализации своей нужности. Родителя «разрывают на части», он нужен везде так как он готов помочь всем. На нём легко выезжать, если говорят Надо, значит Надо. Как вы уже поняли это именно то состояние из которого быстрее всего попасть в профессиональное выгорание. Такой сотрудник будет работать до тех пор пока его не вынесут вперёд ногами, уйдёт на больничный, выход на пенсию и т.д. Профилактика заключается в том чтобы в человеке было место для всех трёх состояний по очереди: Что Хочу? Могу ли? Что Нужно? Нет универсальной таблетки от синдрома профессионального выгорания. Проблема осуществима и заниматься нужно целенаправленно. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что я делаю в данный момент, куда иду и к чему стремлюсь и двигаюсь. Взглянув на деятельность со стороны и в каком состоянии вы это делаете, есть шанс увидеть множество новых возможностей. Эти рекомендации достаточно просты и будут полезны абсолютно всем. Выполнив их, вы сможете избежать профессионального выгорания и получать удовольствие от работы, и от своей жизни в целом.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|