Гипноз - от фантазий к здравому смыслу

История гипноза уходит своими корнями в глубокую древность, к тому моменту, когда кто-то впервые обнаружил, что Homo sapiens может периодически впадать в забавное состояние, в котором окружающая действительность для него меняется до неузнаваемости и многие желаемые вещи становятся словно бы реальными. К тому же, в этом состоянии он обнаруживает удобную для некоторых готовность исполнять их идиотские нехитрые желания и склонность передавать бразды правления собою любому, у которого хватит наглости заявить о своём особом происхождении.

  

      Этой замечательной человеческой способностью «пользовались» все, кому не лень, на протяжении всей истории существования человечества, начиная от власть предержащих и первосвященников, кончая рекламодателями и собственными родителями. Всегда было приятно заморочить другим голову, чтобы обеспечить себе прибыль или выгодное социальное положение. Но всё это называлось совершенно разными словами, и такого понятия, как «гипноз» не существовало до того момента, когда шотландский врач, «джентльмен науки» Джеймс Брейд, в 1841 году, сделал «открытие», заключающееся в том, что человек, длительно фиксирующий взор на блестящем предмете, впадает в состояние, похожее на сон. Для этого «сна» он нашёл, как ему казалось, очень удачное название, которое потом и закрепилось в науке – «гипноз», что в переводе с греческого как раз и означает «сон».

   

     И вот здесь необходимо провести разграничение понятий. Прежде всего, стоит отметить, что то самое состояние, ради которого и совершается столько усилий, является вполне естественным для человеческой психики и представляет собой сверхконцентрацию внимания на объекте внешнем или внутреннем, с полным игнорированием всей остальной информации. Оно бывает мало похоже на сон и может развиваться даже во время вполне активной деятельности – ходьбы или бега. Самое подходящее из всех наименований для такого состояния – «транс». Явление, случающееся с каждым из нас на дню по 50 с лишним раз, именуемое «отвлечением», «переключением внимания», «задумчивостью». Его превосходно изобразил Леонид Гайдай в киноновелле «Наваждение» из «Приключений Шурика», где измученный поиском нужного конспекта студент, увидев искомый текст в руках у проходившей мимо девушки, «залип» на него. Все 100% его внимания были поглощены конспектом. Он даже не заметил ту, которой конспект принадлежал, как и дороги с массой бытовых приключений, еды, раздевания, лежания в постели с незнакомой девушкой, что впоследствии, что характерно для типичного глубокого транса, подверглось почти полной амнезии. Такое состояние позволило Шурику, как и его новоявленной подружке, провести «мозговой штурм» и овладеть знаниями семестра за три часа.

   

      Состояние ресурсное по своей сути, позволяет мобилизовать всю сумму накопленной информации, как сознательной, так и бессознательной, провести творческую её переработку, которая на сознательном уровне не представляется возможной из-за известных ограничений сознательного ума. Этим состоянием пользовались все великие поэты, художники, композиторы и учёные. Гениальные произведения искусства рождаются там, где-то в глубинах бессознательной психики творца, порой после того, как он уже истощил до предела своё сознательное воображение, когда он чувствует, что больше не в силах придумать что-либо ещё в нужном направлении, когда вся масса его психической энергии сосредотачивается в едином стремлении найти нужную рифму, нужную мелодию, нужную гамму цвета. И вот он засыпает, погружается в оцепенение задумчивости, «уходит в себя», и вдруг в какой-то момент озарение приходит, и мысль «выходит из головы поэта, уже вооружённая четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами», в гениальности своей превосходящая всё, что было написано прежде.

 

     Похожее испытывали неоднократно и обычные люди, применяя для объяснения поговорку «утро вечера мудренее». А кроме того, в подобном трансе человеку доступны бывают и все другие возможности, даруемые бессознательным – амнезия и гипермнезия, ан-и-гиперэстезия, диссоциация и дереализация, галлюцинации и иллюзии. К великому сожалению, среднестатистическому человеку неведомо, что он обладает такими замечательными способностями, и он обычно стремится получить их с помощью алкоголя или психоактивных веществ, что приводит иногда к очень серьёзным зависимостям и ущербу для здоровья. Ресурсное состояние психики, открывающее огромное количество возможностей, снимающее ограничения сознательного ума, «включающее» внутреннюю способность к самоисцелению, бесценно для психотерапии. Как справедливо говаривал Милтон Эриксон, «первейшей задачей гипнотерапевта является наведение и использование транса». Он был первым, кто заговорил о трансе как об естественном состоянии человеческой психики. Вся терапия доктора Эриксона была направлена на использование феноменов транса для преодоления сознательных ограничений и «подключения» ресурсных возможностей личности.

        Однако, в нашей стране, за исключением узкого круга специалистов, очень мало известно о деятельности Милтона Эриксона и его новаторском подходе к наведению и использованию транса. Постоянно приходится  сталкиваться с совершенно дикими представлениями пациентов, а иногда и врачей о природе «гипноза». Чего стоит только вопрос, который я иногда слышу при первичном обращении: «А Вы обладаете гипнозом?». Это звучит так, словно у «обладателя» должна быть в наличии специфическая железа, которая этот «гипноз» вырабатывает. Развенчанию «гипнотического», а также мистического и «чудесного» и посвящена эта статья, ставящая своей целью между прочим снижение страхов и опасений в связи с «гипнозом».

 

      Как уже было сказано выше, целью является транс, и он, как состояние, существует независимо от «оператора».  А вот способ его «навести» и закрепить, может быть различным. Все опасения по поводу «гипноза» обычно касаются представления о том, что «гипнотизёр» приобретает безграничную власть над «гипнотизируемым», и при достижении такого безвольного состояния со стороны второго, первый будет вытворять с ним всё что заблагорассудится, в зависимости от меры личной испорченности. Такие вещи стали объектом сюжетов кинематографа, идиотских сеансов «эстрадного гипноза», а в последнее время ещё и не менее идиотских телешоу типа «под гипнозом». Все помнят знаменитые телесеансы Кашпировского, погружавшие в транс известную долю простодушных зрителей.

 

      Так как же это «работает»? Для ответа на этот вопрос требуется обратиться к структуре человеческой «психэ» (душа, под которой в научном смысле имеется в виду вся сумма информации, «записанная» в головном мозге), которая имеет небольшой островок «сознательного ума», наделённого критическими способностями, который «плавает» в огромном, безграничном океане ума «бессознательного». Теперь уже ни для кого не секрет, что основной частью бессознательного ума, выполняющей, конечно же, прежде всего функции самосохранения, является инфантильное «Я», которое условно можно было бы назвать «маленький ребёнок». Его полной противоположностью по способу поведения и действия, но идентичной по целям, является морализаторская «часть личности», наименованная Фрейдом «супер-эго», или, другими словами, «внутренний родитель». За пределами их существуют архетипы – древние образы «коллективной психики», знаменующие собой память предыдущих поколений и воплощённые в мифологии Психэ, где верховный статус занимают «Отец» и «Бог».  

 

Вся «история» начинается с вечного ощущения незащищённости «маленького ребёнка» внутри, с его мнимой беспомощности, нежелания нести на себе ответственность и мифологических представлений о ком-то большом и сильном, кто придёт и спасёт, даст ценный совет, пожалеет, подарит любовь великую и бескорыстную, даже пожертвует собой ради него. Понятно, что такого рода сентенции не выдерживают сколько-нибудь критического размышления. Однако, когда речь идёт о наиболее частой в человеческом поведении реакции, особенно в стрессовой ситуации, а именно – возрастном регрессе, логика исчезает начисто. Таких людей, с огромной потребностью во «внешнем руководстве», чаще всего и выискивает «традиционный гипнотизёр». Обычно проводится так называемый «тест на внушаемость» - например, клиента просят переплести пальцы рук перед грудью и смотреть на них, в то время как «гипнотизёр», одетый, как правило инфернально, в какой-нибудь чёрный плащ с красным подкладом, в шляпе-цилиндре на голове и «магическим жезлом» в руках, леденящим душу голосом производит идиотские по своей сути внушения прямого свойства насчёт того, что пальца ваши, дескать, сейчас склеятся, и на десятом его счёте вы не сможете руки развести. На среднестатистического жителя демократической страны, вполне довольного жизнью и имеющего в анамнезе таких же довольных жизнью и психически здоровых родителей, такая чушь не производит ни малейшего впечатления, вызывая в лучшем случае снисходительную улыбку, в худшем – чувство брезгливости.

 

   А вот другие, к счастью гораздо более редкие субъекты (по статистике в демократическом обществе их порядка 14%), мгновенно «регрессируют» до состояния инфантильной психики, когда оживают все архетипы, и образ минимум «Отца», и максимум «Бога» переносится на гипнотизёра. Некоторые из них начинают видеть нимб вокруг его головы, «магнетические флюиды», исходящие из его пальцев и прочую чепуху мифологического свойства. Со страстным желанием предаться руководству и благому воздействию теперь уже «живого бога», они, как зомби, устремляются на сцену, где «живой бог» на потеху публике, вытворяет с ними всякие фокусы, не выходя, впрочем, за рамки приличия. Достаточно часто, как в случае с Кашпировским, это становится «заразно», и некоторые другие, доселе не чувствовавшие «влияния», теперь тоже начинают впадать в подобного рода регрессивный транс, в котором каждый из них утешается в соответствии с личными надобностями. Такое действо и принято называть «традиционным гипнозом». Как следует из вышеизложенного, оно основано на потребности в подчинении у «гипнотизируемого», навеваемой печальной личной историей с авторитарными родителями в прошлом, растерянностью при катастрофических жизненных обстоятельствах, низким образовательным уровнем, а также пропагандой тоталитарного государства. Кроме того, личность «гипнотизёра» с ярко выраженными авторитарными, харизматическими наклонностями, которые с большой долей вероятности можно было бы попросту окрестить как «наглая морда», действует на готовых подчиняться адептов завораживающе.

 

Такой «гипноз», несмотря на иногда потрясающую скорость развития транса и принципиальную возможность получения у «гипнотизируемых» всех возможных трансовых феноменов на первом же сеансе, для целей психотерапии имеет весьма ограниченную ценность. Можно, например, внушить ожидающему внушения, что он бросит пить, курить, похудеет или срочно выздоровеет, и он с превеликим успехом может выполнить эти внушения. Однако, это будет простое выполнение приказа, обычное послушание маленького ребёнка перед строгим родителем. Это ни в коей мере не изменит ни основных его ограничивающих убеждений, ни патологических шаблонов поведения, которые и привели к проблеме, и поэтому рано или поздно после исполнения чужой воли, пациент благополучно возвращается к своему старому проблемному состоянию. Именно по этой причине когда-то Зигмунд Фрейд от такого «гипноза» как лечебного метода отказался, хотя, пройдя школу Бернгейма, техниками прямого внушения овладел в достаточной мере.  

 

Совершенно иной подход существовал у Милтона Эриксона, который придавал большое значение не подчиняемости клиента, а его способности к трансу как естественному состоянию психики. Эта способность во многом определяется глубокой потребностью человека в совершении положительных изменений в своём состоянии, а кроме того, высоким уровнем образования, готовностью «отпустить» себя в область бессознательного ума. Ведь бессознательное содержит невероятное количество ресурсной информации, не только из области личной истории, но и всё то, о чём человек слышал и что видел вообще, из всех источников, за всю свою жизнь. Обычно человек не использует эти ресурсы, поскольку существуют границы понимания на уровне сознания того, «что, в принципе я могу, и чего не могу ни при каких условиях». Переход на бессознательный уровень позволяет обеспечить доступ к этим ресурсам, найти свой, совершенно уникальный способ решения своих проблем. Причём, роль терапевта сводится к роли организатора процесса, без каких-либо попыток навязать собственные решения, потому что сколько бы часов, а может и лет, ни было бы потрачено на исследование личности клиента, она всегда остаётся принципиально непознаваемой, и никто в целом мире не может угадать того, что было бы лучшим и оптимальным для каждого конкретного человека.

 

Когда используются недирективные способы развития транса, появляется понимание того, как же действительно устроена человеческая психика. Мне лично это сильно напоминает «жёсткий диск» компьютера, совмещённый с процессором, который одновременно обрабатывает миллионы гигабайт информации на совершенно разных уровнях. Вот где действительно можно убедиться в том, «сознание», которое люди так сильно ценят – это всего лишь, как писал Юнг, «жалкий островок, который плавает в огромном, безграничном океане бессознательного ума». Сознание обычно только лишь констатирует результаты деятельности «частей личности» бессознательного в виде страхов, депрессии, злости и прочих явлений, по поводу которых люди и обращаются за помощью к психологам. В таком трансе действительно можно установить связь с этими «частями личности», которые очень похожи на компьютерные программы, которые нами управляют. Тогда на самом деле можно получать сообщения от «маленького ребёнка» с его вечными страхами и «сказками», выслушивать все его жалобы и обиды, вслед за чем можно «подвести» его к поиску решения своих проблем.

 

Нелишне заметить, что анализируя записи сеансов психотерапии, декларирующей себя как принципиально «не использующей гипноза», диву даёшься, что все техники наведения и использования транса, о которых писал Эриксон, а впоследствии Бендлер и Гриндер, используются. Например, в гештальт-терапии, пациента просят сосредоточенно смотреть на пустой стул, на который предлагают «спроецировать» свою злость, раздражение и т.п. Достаточно часто пациент «проецирует» туда одного из «любимых» родителей и начинает «отреагировать» эмоции до полного «гештальта». Это же техника недирективного наведения и использования транса, да и само состояние так называемого «активного воображения» - не что иное, как тот же самый транс. То же касается и самого ортодоксального психоанализа, в котором слово «гипноз» считалось ругательным. Если Вы почитаете знаменитый транскрипт анализа фрейдовской пациентки Люси, вы во многих случаях обнаружите, что доктор Фрейд, сам не осознавая того, недирективными способами погружал Люси, лежавшую на кушетке, в транс, в котором и стали возможны те воспоминания, которые и привели к исчезновению симптомов. При этом он утверждал, что это «не гипноз», а психоанализ – совершенно новый метод из области «недирективных подходов».

 

Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бендлер, обучая техникам наведения и использования транса, всё время спорили о природе «гипноза». Один говорил, что поскольку любое общение является гипнозом, то он явно существует, в то время как другой заявлял, что раз любое общение – это и есть гипноз, то его не существует, а есть только общение!

 

Всем интересующимся вопросами транса рекомендую почитать великолепный образец такой психотерапии, для меня лично являющийся примером «высшего пилотажа», изложенный Эрнестом Росси в соавторстве с милтоном Эриксоном в книге «Человек из февраля». Кроме того, прекрасно описаны способы депотенциализации сознания и установления контакта с бессознательным у Джеффри Зейга в книге «Семинар с доктором медицины Милтоном Эриксоном». А то, как делалась терапия вообще, с описанием массы примеров того, что любое общение между врачом и пациентом у Эриксона представляло собой реализацию основного принципа наведения транса – «присоединение и ведение», даже когда формальная процедура наведения транса вроде и не использовалась, представлено в книге Джея Хейли «Необычайная психотерапия». А для некоторых специалистов, работающих в этом направлении, настольной книгой мог бы стать сборник статей самого Эриксона, изданный в нашей стране под общим заголовком «Стратегии психотерапии».  



Просмотров: 231
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эриксоновский гипноз. Что такое состояние транса?
  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Зачем нам состояние гипнотического транса?
  • Состояние генеративного транса.
  • Феномен транса в психотерапии (анализ состоянии проблемы)
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Когда нет сил, где они? | Действительно ли их нет, или мы их тратим, сами того не замечая?
  • Гипноз. Чудеса гипноза, чудеса выздоровления при лечении гипнозом.
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Женская народная мудрость: чего не помню, того и не было
  • Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
  • Возможности использования гипноза и внушения при онкологии
  • Когда теряется смысл того, чем занят с утра до вечера... Как быть?
  • Самое ценное из того, что можно купить за деньги
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • Лепим отношения из того, что было
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Преодоление Когнитивного Транса: РЭПТ-метод
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Когда вы любите того, кто занимается саморазрушением и не обращается за помощью
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Польза транса
  • Гипноз – четвертое состояние сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь