|
Аутизм. Что делать?Автор статьи: Сонькина Евгения Сергеевна
За последние 5 лет тема расстройств аутистического спектра (далее РАС) вышла из тени и громко заявила о себе. Что связывают, с одной стороны, с увеличением процентной рождаемости детей с РАС (но заодно отточился и диагностический инструментарий «выделения» их из котла особенностей). С другой, до России дошли техники коррекции и адаптации все их же. Благодаря фонду Выход (титан по этой части) любой страждущий сегодня может ознакомиться со спецификой заболевания на их сайте или поучаствовать в «решении проблем». Умы земного шара все ищут причины возникновения аутизма и вопросов по-прежнему больше ответов. Некоторые теории держат первенство, какие-то спадают с вершины. Некоторые заставляют задуматься, некоторые схватиться за животики. Но оставим это для ученых-клиницистов, и обратимся к интересующим нас способам выявления симптомов и их коррекции. Наиболее распространен ранний аутизм, который диагностируется к +/- 3 годам. Чаще всего родители говорят, что в первые годы ребенок вел себя как нейротипичный (так корректно называется «норма»), затем постепенно или вдруг его подменили. Некоторые начинают замечать странности в поведении ребенка уже начиная с года. Полный список критериев диагностики перечислять в данном формате не имеет смысла. Самое яркое, на что стоит обратить внимание, что будет маячком: - ребенок становится отчужденным: мир предметов влечет его несоизмеримо больше мира людей и отношений; - появляются стереотипные действия: ребенка будто заклинивает на определенном движении или манипуляции с предметом, оно повторяется до изнеможения; - страдает речь: в градации от полного ее отсутствия (но с вокализациями, мычанием, отдельными звуками) до разговорной речи (но с эхолалией, ригидностью и тп): - появляются аффективные вспышки, неприемлемое поведение: ребенок закатывает истерики, наносит увечья себе или близким, добивается желаемого исключительно криками, демонстрирует неспособность справиться с затапливающими его чувствами. Кстати, не все они избегают контакта глаз. Некоторые не просто смотрят, а магнетизируют взглядом. Очаровывать тоже любят, правда и укусить могут (до начала терапии, конечно). Иногда ребенок может собрать «комбо» и добрая порция нарушений будет наглядно проявлена, иногда достается лишь пара пунктов, а у кого-то особенности поверхностные, так называемые аутистические черты. Что делать, если вы столкнулись с темой детей с РАС в своем окружении? В первую очередь, родителям предстоит осознать и принять, что ребенок с РАС. А это самое сложное. И необходимое. Конечно, можно ежедневно платить деньги армии профессионалов, и ждать когда ребенок «снова станет нормальным», но такая позиция будет сильно тормозить его достижения и уводить родителей все дальше от адекватной связи с реальностью. Эмоциональное взаимодействие родителя с ребенком, исполнение им рекомендаций и алгоритма реакций на нежелательное поведение играет очень важную роль. Также на кону стоит своевременное оказание «помощи». Известно наверняка, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов на успех, в частности, в социальной адаптации. С какой скоростью и результатами будет продвигаться развитие ребенка – сказать невозможно. Влияющие факторы неисчислимы – это и физиологические потенции организма, окружение и рацион питания ребенка, погода за окном. После волны шока и отрицания, необходимо начать действовать. В обязательном порядке проходится медицинское обследование, невролог, психиатр. При необходимости (а также при сопутствующих заболеваниях), назначаются лекарственные препараты. Кстати, хорошие психиатры в данном случае тоже на вес золота, и правило «дорогой, значит хороший» здесь не работает. И пусть их будет несколько. Далее можно обратиться в специализированный частный детский центр, где ребенка протестируют по знаниям/умениям/навыкам и составят индивидуальную программу. С ребенком будут заниматься дома, в специально обустроенном для этого пространстве. Количество часов и дней назначается индивидуально, отталкиваясь от необходимости и финансовых возможностей. Есть и другой путь - найти ближайшее детское образовательное учреждение на государственной основе, которых, по крайней мере в Москве, появляется все больше. Там с ребенком тоже будут заниматься аналогичным образом, но в групповом формате. Для эффективности пребывания можно обзавестись личным тьютором, если в учреждении окажется не предусмотрено. Что используют в работе с детьми с РАС. Для коррекции поведения, формирования бытовых и академических навыков хорошо себя зарекомендовала АВА-терапия. Не у всех случается с ней любовь с первого взгляда, многие ее даже отвергают, но это то, что действительно работает. К занятиям с ребенком обязательно привлекается логопед, желательно специализирующийся на детях с особенностями развития и умеющий подать им материал. Также практикуется: Floortime, сенсорная интеграция, музыкальная терапия, плавание с дельфинами, ипотерапия (и вообще животными) и многое другое, о чем я сейчас возможно даже не знаю. Конечно, комплексное воздействие дает наиболее видимую пользу, а если терапист жонглирует методами в зависимости от настроения ребенка, то это вообще торт. Среди родителей есть тенденция и самим сертифицироваться, ради своих детей и «борьбы с аутизмом» в целом. Пару лет назад альтернативы обучения было мало, учились в основном на платных модулях в МИПе (институт Психоанализа), изучали метод, связываясь по веб с заграничными специалистами и супервизорами. Сейчас стало доступно базовое и магистратурное образование на государственной основе, в МГППУ (реклама альма-матер) открылось много новых кафедр и проводится колоссальная работа по данной теме. Также регулярно проводятся конференции, мастер-классы по данной теме, видео-лекции. Итога как такового подведено не будет. У темы аутизма нет конца, также как неизвестно, где она берет начало.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|