|
Нужно ли учиться быть мамой?Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Коллективное Бессознательное умеет преподносить сюрпризы. Так, сегодня я со слезами прочитала статью нашего психолога Татьяны Кривень https://www.psyoffice.ru/article/123783/ , но одновременно я работала над очередной публикацией на эту созвучную тему в связи с историей моей клиентки. Одной из частых проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми выступает нарушение баланса на совершенно различных уровнях взаимодействия. Пока ребенок мал, мама устает от всего, особенно если не сохраняются доверительные отношения с родственниками, избегает контактов с ними, растет тревожность. Когда ребенок подрастает, вместе с ним растут и проблемы. На консультациях часто слышим, как маму, воспитывающую ребенка или детей, беспокоят проблемы и поиск эффективных мер по предотвращению семейного кризиса или же выхода из него. Многие женщины, находившиеся в состоянии усталости, напряженности, нервозности, часто жаловались на то, что не испытывали того самого "заветного" счастья от ребенка. Во избежание штампов, которыми пестрит интернет, вроде такого, как "полюби себя, любимую!" и "ты имеешь право злиться на своего ребенка", я бы рекомендовала при выборе подобной модели поведения, заведомо деструктивной и приводящей в тупик, быть чрезвычайно осторожной. Конечно, и любить себя надо, и злиться можно. Но! Подобные воззвания обращают нас к проблеме внутреннего ребенка. Но "внутренний ребенок" разве может быть любящим и заботливым родителем, принимающим взрослые ответственные решения? Конечно, каждая мать проходит весьма нелегкий путь материнства, но бывает и такое, что и родив одного, второго, третьего, тревожность матери не утихает, срывы становятся все более частыми, добавляется и рукоприкладство, и оскорбительный тон, что свидетельствует об отключении субличности родителя и взрослого. Так, ко мне обратилась Елена 42 лет, воспитывающая двоих детей и ожидающая третьего. Все детишки от разных партнеров. Замужем официально женщина не была. С отцом третьего ребенка "гражданский" брак, но уже длительный по продолжительности (свыше пяти лет). Беременность запланированная. Елена обратилась по рекомендации гинеколога (отдельная благодарность нашим медикам) разобраться в семейной ситуации. Старшей дочке 15 лет, средней восемь лет, через несколько месяц третий должен появиться. "Я всегда с детства любила кукол, играла в дочки-матери. Мечтала всегда о детях. Чего мне только мама не покупала - и коляски, и наборы детской посуды. Хоть в магазинах ничего не было, но мама старалась обеспечить меня. Мне казалось, что все по-настоящему, я даже засовывала кукол под платье, была беременной, потом уходила в "роддом" и приходила с лялькой...Мама ни разу не била, старалась угодить. Однако раздражала своей опекой. После школы поступила в педучилище, потом в институт. Учительница начальных классов. Казалось бы, должна понимать. А вот не понимаю. И на детей в школе срываюсь, а уж о своих и говорить не приходится. Со старшей было так. Родила ее, когда поссорилась с мамой. Муж на тот момент был со мной. Но усталость выводила меня из себя. Муж казался мне неумехой, раздражал. Едва Дашке год исполнился, как ушел от меня...Так и со вторым было. Сейчас третий - но он пытается защитить детей от меня...Я ору на них, бывает, и подзатыльники и оскорбления летят...Что делать?" То самое состояние, когда женщина проходит один из самых сложных жизненных экзаменов в жизни через материнство, но не усваивает его уроки. Такая детская позиция обусловлена комплексом проблем и внутренних противоречий, в данном случае, модель разрушительного поведения, токсичность связаны с неполной семьей, в которой Елена воспитывалась, вместе с тем, единственный ребенок в семье, она получала все, что ей было необходимо, но при этом, чувство ответственности оказалось лишенным своей функциональности. С одной стороны, в Елене оказались заложены представления о материнстве как главном предназначении женщины. Но с другой стороны, сформированное в детской игре представление о детях как "о куклах", а также нераскрытое или даже нарушенное взросление (гиперопека, контроль мамы) не позволило ей выйти из детских представлений об играх в "дочки-матери". По факту Елена, воспитывая детей,как своих, так и в ходе педагогической деятельности, так и принимает их за послушных "кукол", а любая ситуация, выводящая ее из равновесия, приводит к ожесточению и агрессии, поскольку каждый раз женщина не готова взять на себя ответственность за выход из нее. Подобные случаи отнюдь не редкость, что приводит нередко к обесцениванию материнства, насмешкам, категоричности. Часто в самих женщинах пропадает осознание ценности материнства, отношение к своим детям становится токсичным. Требуется длительное размышление, погружающее нас в философсикий аспект проблемы материнства, предназначения быть Женщиной, равно как и долгая работа над собой в навыках самоконтроля. Соответственно, процесс переосмысления сопровождается корректировкой ведущих убеждений, трансформацией взглядов и взрослением Елены.( О технике взросления читайте в следующей статье).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|