|
"Жизненный успех" - расширение возможностей женщин после декретаАвтор статьи: Марина Викторовна Мельчукова
Не секрет, что вместе с появлением ребенка в жизни женщины появляется повод поставить крест на своей карьере. Возможно, многие из женщин думают, что за время декретного отпуска они безнадежно отстали в профессии, многое забыли и не чувствуют себя крутыми профи. Возможно, часть из них боится, что карьера помешает семье, а другие уверены, что для этого придется много и тяжело работать. Но есть процент женщин, которые делают блестящую карьеру, у них в сутках все те же 24 часа. И при этом у них полноценные семьи, любящие мужья и подрастают дети. Которым они, кстати, дают хорошее образование, потому что могут себе это позволить. И они могут добиваться потрясающих результатов за короткое время в разном возрасте и никогда не скажут, что им помешали дети. На чем основаны чаще всего опасения женщины, желающих построить карьеру после декрета. Чаще всего так происходит, что, в компании за время декретного отпуска женщины, все круто изменилось и ей приходится все практически начинать заново и много работать. В других случаях женщина только планирует выходить на работу и опасается, что, полностью погрузившись на пару лет в заботу о ребенке, теперь не сможет быстро перестроиться и войти в жесткий рабочий ритм. При этом она не хочет надолго оставлять ребенка с няней или с бабушкой, и у неё мысли о том, как выторговать себе на работе гибкий график или неполный рабочий день. И опираясь на свой прошлый опыт, она понимает, что это просто не реально. В дело вступают убеждения, что работа будет в ущерб семье, и убеждение, что семья несовместима с успешной карьерой, или, что невозможно совместить роль бизнес-леди с ролью мамы и хорошей хозяйки, что ребенок будет часто болеть, а шеф будет выражать недовольство постоянными больничными. В итоге все лучшие проекты достанутся другим, а с ними – и большие гонорары. Хорошая должность в ближайшее время вовсе не светит, о повышении зарплаты не может быть и речи. В стремлении сделать карьеру многие женщины делают ставку на свою работоспособность, усердие и профессионализм. Они свято верят в миф, что женщине, чтобы занять руководящий пост, нужно быть на голову выше всех конкурентов в профессиональном плане. То есть выходит так, чтобы выстроить карьеру нужно уделять больше времени работе. Чтобы быть хорошей матерью нужно уделять больше времени детям, а значит, отказаться от карьеры. Противоречие налицо - с одной стороны, чтобы обеспечить себе карьерный рост, нужно больше сил и времени уделять работе, с другой стороны, выделить больше времени для работы невозможно, потому что это время придется отобрать у собственного ребенка. Именно это противоречие и приводит к тому, что женщины после декрета часто довольствуется скромной должностью и маленькой зарплатой, даже обладая высокой профессиональной квалификацией до декретного отпуска. Что же является решающим фактором в построении карьеры? Любая работа построена на взаимодействии – с заказчиками, подрядчиками, партнерами, начальниками и подчиненными. От того, как мы умеем донести наши идеи до каждого из них, во многом зависит то, как человек наши идеи воспримет. Или не воспримет. И как следствие, сделает нужную для нас работу. Или не сделает. Как же этого можно добиться? Главным компонентом успешной карьеры является умение взаимодействовать с другими людьми и мотивировать на нужные вам действия. В целом навыки, которыми обладает человек, делятся на две группы: hard skills и soft skills (по аналогии с hardware и software в компьютерах). Hard skills — это «железо», те знания, которые нам необходимы, чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Soft skills — общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать и т. д.[1]. Для описания «мягких» навыков часто используется концепция эмоциональных способностей или эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (EI) –относится к способности человека правильно истолковывать обстановку, интуитивно улавливать то, чего хотят или в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. Т.е. быть таким человеком, общаться с которым стремятся другие люди. Компоненты EI и навыки, которые поддаются развитию, если уделять им должное внимание и время, включают: 1) самосознание как понимание собственной структуры личности, ее сильных и слабых сторон и осознание собственной системы ценностей; 2) саморегуляцию как развитие навыков управления собственными эмоциями, самомотивации и повышения толерантности к стрессу; 3) эмпатию как сопереживание, способность поставить себя на место другого человека; 4) межличностные навыки общения как умения в эффективной межличностной коммуникации, подготовке и проведении презентаций, переговоров, эффективных стратегиях убеждения. В отличие от IQ, который достигает своего пика в 17 лет, остается неизменным в течение периода зрелости и снижается к старости, EI можно развивать. Результаты исследования почти 4000 человек в Канаде и США показали, что средний балл EI неуклонно повышается от 95, 3 (показатели в юношеском возрасте) до 102, 7 (где и остается в возрасте после 40 лет)[1]. Биологи[2;3] провели ряд исследований и выяснили, что мозг всех людей имеет так называемую триединую структуру: лимбическая система, рептильный мозг и кора больших полушарий. Комбинация этих структур в каждом человеке строго индивидуальна. Но ведущей структурой мозга у отдельно взятого человека может быть только одна из них. И эта ведущая структура задает преобладающие качества и возможности человека. От нее зависит, как человек ведет себя, как человек действует и каковы его мотивы принятия решений. Рептильный мозг обеспечивает выживание человека, и накапливает жизненный опыт. Человек с рептильной ведущей структурой обладает отличной интуицией, общителен и легко устанавливает новые контакты. В нем очень развито чувство коллективизма и желание опекать слабых. Ведущая лимбическая система предопределяет наше стремление к совершенству и порядку. Человек с такой преобладающей структурой харизматичен и целеустремлен, он не терпит проволочек и быстро принимает решения, лидерство заложено у него в крови (простите, в мозгу!). Человек с ведущей структурой коры больших полушарий мозга обладает отличными аналитическими способностями и ценит логический порядок в каждом действии и слове. Опирается исключительно на здравый смысл и системный подход – его не поймать в эмоциональную ловушку – он слышит только последовательные доказательные аргументы. Свои беспристрастные и независимые решения основывает на логике. Индивидуальная структура мозга человека заложена с рождения и не изменяется с возрастом. Это означает, что у каждого человека есть природные способности и склонность к определенным занятиям, которые на протяжении всей жизни не изменяются! Например, если вы с детства любили играть на публику и собирали толпу сверстников на свои импровизированные театральные представления, значит это присуще вашей ведущей структуре мозга. И то, что вы поддались уговорам родителей «приобрести настоящую профессию» и получили диплом юриста, не означает, что ваша ведущая структура мозга изменилась. Просто, когда вы, делая над собой усилие, углубляетесь в тома законодательных актов, вы подавляете свои сильные качества, заложенные природой, не давая им раскрыться. А вместо этого пытаетесь обыграть судьбу, играя на тех инструментах своей личности, которые были несовершенны от природы. В то же время человек с другой комбинацией структур мозга достигает вершин в вашей профессии легко и естественно, потому что использует здесь свои природные таланты. Чем может помочь в любой профессиональной сфере знание структур мозга? Коммуникация – это диалог двух сторон. Диалог зачастую происходит между людьми с разными ведущими структурами. Казалось бы – люди говорят на одном языке. Но они друг друга попросту не понимают! Человек с рептильной структурой выслушивает гневную тираду лимбического босса о проваленной работе. Он вообще не понимает недовольства босса и пытается, в свою очередь, донести до того, что нездоровая обстановка в коллективе чревата развалом его бизнеса, и на фоне этой катастрофы глупо обсуждать отдельную бизнес-задачу. В свою очередь, эти доводы вызывают новый приступ гнева босса. Ведь ведущая структура мозга босса вынуждает его воспринимать такой ответ как попытку «перевести стрелки» и «слепить отмазку». И говорит ему о нежелании сотрудника брать на себя ответственность! Ну нет для этого человека логической связи между понятиями «психологический комфорт» и «достижение цели». Это для него слова с различных планет. Мозг у него так устроен! Но ведь обстановка в коллективе, возможно, действительно критическая. Недовольство шефом-самодуром, зарплатой, друг-другом – мало ли чем - может серьезно расшатать бизнес. Но как вы думаете, если завтра босс опять услышит от того же сотрудника об этой проблеме в такой же подаче, он теперь его поймет? А после третьей попытки просто уволит! И многие так общаются ежедневно! Со своими семьями и любимыми, с родителями и коллегами, с партнерами и боссами. Самое ужасное – со своими детьми! Как действует мама, если ребенок не слушается? Правильно, мама повторяет свой призыв к порядку теми же словами, которые ее ребенок проигнорировал, потому что не понял. А если у мамы и ребенка разные ведущие структуры мозга ? Мама же считает, что она выражается более чем понятно, и повторяет свое требование в той же редакции снова и снова, каждый раз повышая тон. И вот она уже кричит! Ребенок испуганно вздрагивает, не понимая, что произошло! Знакомая картина? Но ребенок не виноват! И мама ни в чем не виновата – она искренне пытается до него докричаться. Не понимая, что к нему просто нужен другой подход, и ребенок отлично её поймет! Не надо на него кричать! Просто она с ним говорит на «разных языках» - их « мозги» устроены по-разному! Сколько детских слез и маминых нервов удалось бы избежать, если бы была возможность осваивать эти знания в школе! Для распознавания своих и чужих особенностей разработан удобный и эффективный метод. Его разработали в швейцарском институте мозга – это метод Биоструктурного анализа человека. Метод запатентован Швейцарской компанией IBSA Institut fur Biostruktur-Analysen AG. Этот метод позволяет точно и оперативно определять доминанту любого человека, что буквально дает нам в руки ключ к пониманию и эффективному общению с любым человеком. В рамках биоструктурного анализа выделяют три уровня индивидуальных различий: 1. trait (англ. – черта) - индивидуальные отличия человека, которые определяются распределением активности между различными отделами мозга и составными элементами эндокринной системы. Эти отличия задаются генетически и практически не изменяются в течение жизни. Человек не может изменяться на этом уровне иначе, как под воздействием биологических факторов – например, таких как нарушения в работе эндокринной системы, применение психотропных и сильно действующих препаратов, травм головного мозга и т.д. Поэтому данные индивидуальные различия не могут быть предметом изменения и развития с помощью интерактивных методов обучения. 2. state (англ. – состояние, структура, форма) – индивидуальные отличия, которые определяются установками, убеждениями, ценностями человека, на основе которых формируются характер и личность человека. Эти отличия закладываются в возрасте от рождения до 5-7 лет. И в дальнейшем их можно скорректировать только, воздействуя на ценностную сферу человека. Ведь они являются продуктом либо воспитания, либо самовоспитания. Индивидуальные отличия этого уровня во многом определяют решения, которые принимает человек, и выводы, которые он извлекает из тех или иных ситуаций. 3. skills (англ. – знания, умения и навыки) – индивидуальные отличия, которые человек приобретает в процессе обучения или вследствие своего жизненного опыта. Это самая гибкая и подвижная часть компетенций, на развитие которой и направлены основные формы обучения. Большинство программ развития потенциала сотрудников в организациях направленны на развитие уровня skills. Но при этом характеристики нижестоящих уровней оказывают большое влияние на реализацию приобретенных на тренинге навыков и умений. Многочисленные современные исследования [4;5] показывают, что основным критерием успешности является аутентичность человека своей наименее изменяемой части личности – биоструктуре (trait).
Использование данного метода позволяет эффективно мотивировать и управлять в разнообразных жизненных контекстах, выстраивать эффективные стратегии взаимодействия с различными людьми. тНапример, как заставить шефа повысить вам зарплату? Если у шефа преобладает кора больших полушарий, припираем его фактами и цифрами, наглядно доказывая, что ваш вклад в общий рост прибыльности компании составляет вот такой-то процент, и вот это ваше решение принесло компании вот такую-то выгоду. Но сначала нужно оговорить условия, на которых вы будете эти идеи внедрять в производство. Шефиню с рептильной ведущей структурой такими аргументами не уговорить. К ней лучше подходить с позиций ваших заслуг по созданию комфортного климата в коллективе, потрясающего оформления витрины, спровоцировавшего огромный наплыв благодарных клиентов. И упомянуть что для них, клиентов, будет комфортнее совершать покупки в 7 часов вечера, поэтому на работу вы будете приходить к 11-ти. Использование биоструктурного анализа позволяет оперативно и точно оценивать любого вашего собеседника. И зная свои сильные и слабые стороны, свои реальные преимущества, можно выстроить эффективную стратегию достижения своих целей. А эффективное взаимодействие с людьми на самых разных уровнях обеспечивает значительно более быстрый рост и в профессиональном плане! Список литературы.
Melchykova Marina V. General director of the psychology and consulting Business "New World", coach, business coach, psychologist, Gelendzhik. E–mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|