БОЛЬ КАРЬЕРНОГО ЭКСПЕРТА № 1. На прошлой неделе я работала вместе с коллегами из Ассоциации карьерных консультантов СПб на Молодежном форуме «Профессиональный рост» в секции CV-cheсking в качестве карьерного эксперта по проверке резюме соискателей. Спасибо организаторам – все было на высшем уровне, все спикеры профессионалы и говорили на самые актуальные темы, спасибо за приглашение. Да, ребят было очень много, я отработала в режиме нон-стоп более 6 часов, и в конце этого марафона уже брала по два человека – так как время работы Форума заканчивалось, а ребят в очереди меньше не становилось. Их грустные и умоляющие глаза просили тоже уделить им хоть минутку внимания, как будто это изменит всю их жизнь. Они возлагали гораздо больше надежд на эти консультации, нежели все мы, взрослые, которые это организовали. Конечно, удовлетворение от своей работы я испытываю всегда, особенно когда сразу получаю обратную связь. Но на этом мероприятии я испытала бОльшее разочарование, чем всегда. Весь следующий день я пребывала в состоянии зомби, как будто побывала в хосписе с больными, которым нечем помочь, как бы ты ни старался облегчить их существование. Попробую поделиться с Вами своими печальками. Будет много букв, но из песни слов не выкинешь, считаю всё важным. Два совершенно противоположных лагеря – работодатель и студент-выпускник (хотя там были и те, кто уже закончил ВУЗ и до сих пор не может найти работу). Эти два лагеря стоят друг напротив друга и каждый отстаивает свою точку зрения, это противоположные стороны, они не вместе, не рядом, они держат свою оборону… 1. Система образования совершено далека от того, что происходит на рынке труда. Сейчас это заметно как никогда, разрыв настолько колоссальный, что независимо какой у тебя уровень диплома – красный, синий, голубой, выбирай себе любой - работодателю молодые специалисты нужны как пятая нога лошади. Крупные компании громко заявляют о стажировках в своих компаниях – однако там нет мест, шансы попасть на такую стажировку ничтожно малы и условия размыты, критериев нет. Усиливает напряжение кризис, который в первую очередь бьет по наименее квалифицированным кадрам. Модное веяние – зачисление в резерв – это работа на корзину – так как этот резерв уже на сегодняшний день в наиболее привлекательных компаниях со стороны работников исчисляется десятками тысяч резюме в банке данных. Я говорю в масштабах, в которых выпускники заканчивают ВУЗы, не о каких-то единичных случаях. Представьте, что по принципу Парето 80/20, именно 80% (предположим) закончили ВУЗы либо с красным дипломом либо на балл более 4,8. Это не миф, все, кто ко мне подходил именно такими и являлись, у некоторых было два красных диплома. У моих коллег, вероятно, было также, потому что ни одного даже «середнячка» я не наблюдала. Понимание у студентов, что ты должен закончить, если не на отлично, то близко к этому, иначе не получишь шанс в жизни – очень велико и они действительно стараются этого достичь. Вопрос – в какую компанию возьмут столько отличников? Там у ребят реально семь пядей во лбу – но кому нужно столько отличных специалистов? Правильно – никому, устраивается только 20%, опять таки, если следовать все тому же принципу Парето (вообще он хорошо работает везде). Даже если 20% из 20%, то это все равно много, и идти им некуда. 2. Студенты далеки от реалий рынка труда. За время учебы они настолько увлечены своей учебой, учебными проектами, интересной студенческой насыщенной жизнью, что думают, что они сейчас придут к работодателю, их встретят с распростертыми объятиями, ведь они хорошо учились и получили за это красный диплом. Ужас и разочарование в глазах тех, кто окончил заведение и до сих пор не может устроиться на работу – это реальность, которую я видела у каждого второго. Все чаще на различных мероприятиях такого плана я стала слышать – зачем нас тогда учат этой специальности, если мы всё равно не можем трудоустроиться? Хороший вопрос, сама его постоянно задаю. Казалось бы – хорошая вещь – практика! Вот выход же, все хотели сделать как лучше – показать реальность, спустить «на землю» студентов, чтобы понимали. Но тут подкрались две проблемки – либо практика две недели – они даже не могут выучить, как кого зовут на рабочем месте – не то, что понять функционал или то, что им надо делать. Либо, за время этой практики они делают всё, что угодно – лишь бы не мешали рабочему процессу. Только единицы могут похвастаться реальным опытом – но это скорее исключение из правил, честь и хвала таким компаниям! 3. Студенты не могут простроить карьерную стратегию – их главная цель – попасть в компанию на должность! Наши нравоучения, что надо начинать с низов, с чего-то и т.п. – их мало трогают. Почему? – потому что мы привыкли учить по советским принципам, не показывая им реальные перспективы и возможности, не разрешая им думать. Я рассказывала им в этот раз, как впрочем и всегда, не только про резюме - в некоторых случаях мы к нему прибегали в конце – там все было хорошо, причина не в этом ведь. Обучения карьерной стратегии, карьерным этапам, построению всех векторов, лестниц и ступеней – они не видят всего этого, этому не учат. Были несколько ребят – прям суперские – которые видят цель и готовы идти к ней, только не знают как – я им рассказывала варианты как попасть в ту или иную компанию, либо по вертикали либо ступенчато – но так, чтобы они не потеряли свою цель. Вот этому надо учить. Учить достигать цели, учить вариантам достижения этой цели, как искать пути и возможности, учить подниматься над ситуацией и смотреть шире, идти к экспертам и думать!, а не совершать судорожных бесполезных движений. 4. Осознанность… вообще моя боль. Я опять про свое, любимое, родное, щемящее – осознанность… О чем мы вообще можем говорить, если они понятия не имеют кем они хотят быть. Это же какой-то кошмар. Да, может наше советское время и было зашоренным, но нас с детского сада учили – кем быть. Мы учились думать, к чему-то стремиться. Особенно меня поразили студенты ВШЭ. Их оказалось у меня почему-то много. Они и ИТ ВУЗы у меня почему-то преобладали. НО ВШЭ – это что-то с чем-то, конечно. Вы слышали как они говорят? Это отличные ораторы, они так красиво говорят… Их, видимо, только и учат красиво говорить, фразы, постановка речи – все правильно, не придраться ни к чему – заслушаешься. Вот также мы политиков слушаем в зомбоящике – речь льется красиво, размеренно, все правильно. И что – а всё то же. Мой любимый вопрос – ты кем себя видишь через 5 лет (раньше спрашивала – через 10 – там совсем все было печально)? Господа, какие 5 лет?! - они не видят себя там. Пройдя такие серьезные обучения – а в этом ВУЗе – все насыщенно – учеба, практики, проекты – там такие CV – закачаешься – ничего выкинуть не можешь, всё достойно, всё важно. Они так красиво говорят, но совершенно не осознают себя в этом мире, в этих красивых фразах. Нет осознания ни себя в этом мире, ни своей позиции, ни своей полезности, цели, миссии. Им запрещают думать и рефлексировать? Нет, им навязывают свою позицию, рисуют красивые картинки будущего, перспективы, розовые облака… потом они превращаются в розовые сопли (прости, Господи). 5. Профессии будущего – отдельная новая боль. Для таких профессий нет практически ни одного работодателя, даже в СПб, не говоря уже о других регионах, кроме Москвы. К 2020 году будут уже первые выпускники новых профессий – а работодатели для них еще не появились. Прикольно? Думаю, что студентам не прикольно совсем. Куда пойдут? Никуда они не пойдут, на наших шеях будут сидеть. Мы сами себя обрекаем на то, что у них будет вечное инфантильное существование. Либо сами станут предпринимателями, но опять таки – максимум 8% могут это сделать. 6. Рынок труда. Он очень ограничен в СПб. Я с ужасом представляю, что творится с других регионах. Мы видим эту миграцию населения, они едут за перспективами, но здесь их тоже немного. Были у меня несколько студентов, которым прямая дорога, если не за границу, то хотя бы в нашу столицу – здесь, в СПб, они обречены. Я им рассказывала помимо составления резюме – как искать потенциальных работодателей, как составить лонг-лист, как делать мониторинг рынка и на что обращать внимание, как себя презентовать и искать стажировки. Это очень перспективные ребята. Резюме… Причина не в резюме. Я не знаю, почему все сейчас так громко говорят об этом, ведь большинство населения стало думать, что сейчас они нарисуют красивое резюме и всё сразу станет идеально – найдется идеальная работа-мечта, он станет таким, как напишет о себе в резюме. Соискатели вообще не понимают весь процесс трудоустройства от начала до конца, на что надо обращать внимание и ориентироваться в первую очередь при поиске работы, об этом как раз мой авторский семинар «Воронка трудоустройства». И еще один авторский семинар я веду – «Профессиональное самоопределение» - и я вижу эту проблему у 99% присутствующих, независимо от возраста, уровня образования и других критериев. Отсутствие осознанности. Я считаю, что все учебные заведения должны разработать свои программы по данной тематике - осознанности выбора, самоопределению - и с 12 лет их внедрять в школы. Мы пришли к тому, что 80% не хотят работать, они не видят целей, смысла, они уходят в дауншифтинг, фриланс, куда угодно, ведь изменилось все – от отношения к деньгам, до непонимания своей миссии в жизни. И пока мы будем стоять на противоположных позициях – ситуация не изменится. Мы продолжаем навязывать свою точку зрения молодежи вместо того, чтобы дать им шанс выбора. Я не знаю, будут ли мои мысли читать студенты – но надеюсь, что хоть кто-то – и вот мой посыл – поймите свою миссию в жизни, свои цели, постройте свою карьерную стратегию, постарайтесь простроить свой базис на основе полученных знаний и навыков. Если самостоятельно это сложно – я всегда на связи и готова к диалогу. Записывайтесь на консультацию @marina_career или звоните 89111631612. Буду рада Вашим карьерным успехам! Готова к дискуссии на данную тему – буду рада, если коллеги выскажут своё мнение в комментариях.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.