|
Неформальность как критерий эффективности аффирмацииАвтор статьи: Минакова Мария Алексеевна
Данная статья опубликована в сборнике материалов I Международной научной конференции "Психологическая наука и образование" в 2016 г.
Аннотация. В рамках данной статьи приводится исследование использования классических и неклассических аффирмаций в психологическом консультировании. Предлагается новое правило составления формулировок аффирмаций, которое позволяет увеличить эффективность получаемых утверждений вне зависимости от темы проблемы клиента. Ключевые слова: аффирмации, психологическая консультация, психотерапевтическая техника. Summary. This article describes the study of classical and non-classical affirmations in psychological counseling. The author proposes a new rule for the making phrases that can increase their effectiveness. Keywords: affirmations, psychological consultation; psychotherapeutic technique.
Актуальность темы.Согласно принятому в терапевтическом сообществе определению, аффирмация (от лат. affirmatio — «подтверждение») — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в бессознательном человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни. Как прием психологической помощи аффирмации давно используются психологами и психотерапевтами при работе с клиентами, а также людьми без психологического образования в целях самопомощи. Мы утверждаем, что, помимо установленных исследователями правил эффективности аффирмаций, существует еще одно правило, которое способно существенно повысить эффективность индивидуальной аффирмации в любой сфере ее психотерапевтического применения. Это правило будет описано в рамках данной статьи.
Классические правила составления аффирмаций.Исследователями выявлен и установлен ряд правил, позволяющих сделать формулировку создаваемой аффирмации более эффективной:
Предлагаемое новое правило составления аффирмации.Мы хотим предложить терапевтическому сообществу принципиально новый критерий формулирования аффирмаций, который позволит повысить результативность уже созданных утверждений или сформулировать новые, заведомо более удачные. Это критерий неформальности аффирмации. Новое правило составления аффирмаций звучит следующим образом: «Аффирмация должна быть неформальной». Это значит, что создаваемое утверждение должно быть неофициальным, содержать в себе сленг или какие-то яркие, личные и эмоциональные выражения, понятные конкретному человеку, создающему аффирмацию, и применяемые им в повседневной жизни.
В случае, если клиент психолога настаивает на употреблении в собственной аффирмации нецензурных (в т.ч. матерных) выражений, психолог может проверить различия в получаемых клиентом эмоций и самоощущений (в трех случаях: 1) аффирмация без неформального слова; 2) аффирмация со словом-заменителем нецензурного выражения; 3) аффирмация с нецензурным выражением) и принять решение в пользу самого эффективного для клиента варианта.
Исследование эффективности неформальных аффирмаций.В Центре Психологии и Тренинга М.Минаковой было проведено исследование применения неформальных аффирмаций. В исследовании приняли участие 20 молодых людей в возрасте от 18 до 31 года (14 женщин и 6 мужчин). Им было дано задание найти у нижеозначенных авторов по 3 эффективные, по их мнению, в их случае аффирмации в соответствии с темой запроса, с которым данный клиент обратился к психологу. Затем на основании найденных клиентами аффирмаций было предложено с использованием правила неформальности создать собственные утверждения.
Сравнение эффективности аффирмаций, сформулированных согласно правилу неформальности и без него.В Таблице 1 приведены данные, полученные от участников исследования[1]. В левой колонке таблицы – аффирмации, предложенные такими авторами, как Л.Хей, Н.Правдина, А.Яшурин и др., в правой – аффирмации, составленные клиентами Центра Психологии и Тренинга М.Минаковой с учетом правила неформальности.
Таблица 1
[1] Ненормативная лексика в аффирмациях представляет собой результат точного копирования утверждений клиентов.
Результаты исследования.В результате проведенного исследования 17 из 20 клиентов (85 %) сообщили о своем желании использовать в дальнейшей работе с их проблемой именно неформальную аффирмацию и заявили психологу о том, что считают такую аффирмацию для себя более сильной и эффективной, чем первоначально отобранная ими. При оценке силы возникающей положительной эмоции использовалась 10-балльная шкала самооценки, где 10 баллов – максимальная сила эмоции, а 0 – ее полное отсутствие. Средняя оценка силы положительной эмоций в результате использования формальной аффирмации составила 5.6 балла. Средняя оценка силы положительной эмоций в результате использования неформальной аффирмации составила 8.1 балла (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Таким образом, сравнив собственные эмоции, вызываемые двумя аффирмациями (формальной и неформальной), клиенты заявили о том, что сила положительной эмоции во втором случае больше, поэтому приняли самостоятельное решение использовать в дальнейшей работе именно такую формулировку.
Выводы.Неформальные аффирмации в среднем, по словам клиентов, оказываются эффективнее формальных (при прочих равных условиях), поскольку вызывают положительные эмоции большей силы. Таким образом, введя этот критерий в перечень требований к составлению формулировок аффирмаций, психолог-консультант может повысить эффективность данной методики при работе с самыми разными темами проблем и типами клиентов.
Автор - Минакова Мария Алексеевна
Добавляйтесь в друзья, коллеги:www.vk.com/m.minakova www.facebook.com/minakova.mariya Инстаграм - @mariya.minakova
Бесплатная поддержка практики психологов здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|