В 1987 году Ф.Гальтон описал методологию проективной методики с использованием словесных ассоциаций. Это время рождения методики проекций в психологии как науке. Но ещё Аристотель упоминал о том,что сознание организовано из ассоциаций,то есть опыта соотнесений, сравнений явлений жизни человека.
А в 1939 году Л.Франк уже прочно заложил основы исследования личности метрдиками, связанными с проекцией, ассоциацией и аналогией.
В своей работе я часто использую проективные методики,благо их великое множество.Сегодня одной из них хочу с вами поделиться.
Она подходит для работы с психологом в кабинете,а так же в качестве домашнего задания или в период ремиссии, или как самопомощь.
Фиксация результатов: письменный текст в свободной форме или диктофон. Я часто использую и стандартизированный лист наблюдений,когда клиент испытывает трудности с началом работы по описанию проблемы или состояния.
Стимульный материал: у меня это цветы комнатные, цветущие и нет,в разных циклах своей жизни( есть увядающие соцветия,бутоны,стрелки, сочная и разноцветная листва, кактусы и т.д.,различные горшки по форме,цвету и фактуре и субстрат- почва,песок,камешки и т.д.
От себя добавлю,что методика очень откликается женщинам, контакт устанавливается быстрее,мягче идёт описание травмирующих явлений.
Работа
1 шаг: Инструкция клиенту:
1.Прислушайтесь к себе,глубоко вдохните и выдохните.Посмотрите на цветы вокруг.Какие бы три растения вы поставили на столик рядом с собой сейчас?
Если Вам хочется переместиться к ним ближе самому, то можете это сделать.
2.Если бы из этих цветов выбирать тот,который более всего близок вашему состоянию сейчас,то какой это?
Эти этапы можно повторить,чтобы клиент задал начало потоку ассоциаций с собой.
Шаг2.Инструкция клиенту: опишите его,что вы видите?
Если клиент испытывает трудности,предлагаю ему лист наблюдений.
Вот несколько критериев наблюдения из него:
Как вы оценивание состояние горшка,в котором находится растение ( тесно/уютно/одиноко/слишком много места)
Думаете,его корням достаточно комфортно ( есть ли связь с почвой и растением,не сыро ли,не пересушена ли почва)
Какая почва на поверхности?Почему она такая?
Какие листья у растения ( форма,цвет,куда повернуты,на что похожи)
Каков стебель?Что вы на нем видите?( зачатки новых побегов,шипы защиты,засохшие ветки и листья,воздушные корни,стрелки,бутоны,цветы)
Хватает ли питания и свежего воздуха растению?
Опишите цветы,их цвет, форму, запах.
Каждый ответ клиента стоит продолжить вопросом: чем это близко вам? Или Это похоже на вашу ситуацию ( нехватка чистого воздуха,например).
Ассоциации,запущенные в кабинете психолога,работают ещё долго при появлении в поле зрения стимульного материала,организуя сознание на поиск причин проблемы, рефлексию и решение задач.