Да, психологи тоже люди. И их у них тоже есть свои проблемы. Даже после 100-200 часов личной терапии. Так о чём же психологи на "кухонных посиделках" жалуются друг другу?
1. Что я делаю такого, что у меня нет клиентов?
Личная терапия делает человека более ответственным. В итоге он начинает видеть свою ответственность во всех окружающих его процессов. И в том, что клиентов, вдруг, стало меньше, хотя, например, реклама осталась прежней. Причиной снижения потока клиентов может быть страх психотерапевта расширять практику, его желание отдохнуть или возникший интерес к другой сфере.
2. Клиенты, вдруг, пошли табуном. Что происходит?
Для психологов важен не только анализ того, что не получается, но также анализ и присвоение своих успехов. Это повышает уверенность психотерапевта в своих силах и открывает возможности улучшить то, что и так хорошо.
3. Что я избегаю в работе с клиентом?
Ответственность в работе психолога и клиента делится ровно 50 на 50. Недостаточно работы только одного из них. И порой клиент уже готов коснуться важных для него тем, но для терапевта они оказываются неожиданно болезненными. Заметив это, ответственный психотерапевт срочно бежит к своему супервизору. Так что получается, что часть денег, которые клиент платит терапевту, терапевт тратит на то, чтобы продолжать быть эффективным конкретно для этого клиента.
4. Сколько я стою? Не дорого ли? Не дешево ли?
Жутко болезненный вопрос, особенно для начинающих психологов. Может быть стыдно назвать реальную цену своей работы. Особенно, когда клиент говорит, что ограничен в деньгах. В этой ситуации психологу следует осознать, сколько своих ресурсов он тратит на обучение, повышение квалификации и супервизии, на аренду помещения, рекламу, поиск новых клиентов. Получается круглая сумма. И как психологу, так и клиенту стоит знать, что если специалист берёт меньше, чем реально стоит, то и работает вполсилы.
5. А "гештальт" ли это? А насколько я хорош?
Еще одна особенность работы психолога — она происходит тет-а-тет. И нет никого, кто в этой ситуации и реальном времени мог бы оценить работу психотерапевта, его соответствие признанным стандартам, методам работы. И как только у психолога появляются подобные сомнения, он бежит на групповые супервизии, балинтовские группы, конференции, открытые сессии, разборы случаев. Смотрит, как работают другие. Показывает, как работает сам. Сверяется.
6. Вокруг одни клиенты...
В какой-то момент психологу может показаться, что вокруг него только лишь те, кому нужна помощь. Эти люди задаются проблемами кухонных ссор, и рабочих сплетен. И им пока не понять всех тех экзистенциальных и философских проблем, которые волнуют психолога. Это называется профессиональное одиночество — психотерапевты крайне ему подвержены. И главное, что может его спасти — приверженность к профессиональному сообществу. Те же конференции, интенсивы, да и просто поддержание личных контактов с коллегами.
7. Как справиться с конкуренцией?
Психологов много. А среди друзей психолога — еще больше. Кажется, куда ни плюнь — все практикуют. Но на самом деле работы хватит на всех. И психологу следует это понимать. А также — понимать свою собственную ценность. Конечно, с заниженной самооценкой конкуренция становится невыносимой. Но если она адекватна — вполне можно оставаться наравне с другими. В чем-то проигрывать, а в чем-то выигрывать. И, быть может, даже немножко "бодаться" ;) И это — еще одна причина сходить психологу к супервизору.
8. Этика, этика, этика, этика...
Один мой коллега как-то сказал, что психотерапия, в принципе, сводится к этике: конфиденциальность, профессиональные границы, честность, открытость, компетентность и т.д. Вопросам этики можно посвятить отдельную статью. А то и не одну. К сожалению, у нас в России недостаточно развиты еще комиссии по этике. И со своими вопросами психологу следует, опять же, обращаться к супервизору или самостоятельно поднимать их в профессиональном сообществе.
9. Я не умею себя продавать...
В голове психолога эта проблема коррелирует с вопросами этики и личной ценности, сопоставлении с профессиональным сообществом. Тема, правда, крайне сложная. Поэтому так много сейчас тренингов о том, как продвигать свои услуги. И как это делать этично.
10. Хочу быть великим, как Фрейд!
Или писать, как Ялом. Или зарабатывать, как... как тот же Ялом! И это всё запрос к супервизору на работу с нарциссизмом у психолога. Конечно, чтобы достичь какого-то успеха психолог должен быть в какой-то мере нарциссичен (это помогает присваивать успехи, гордиться ими, уверенно себе презентовать). Но все хорошо в меру.
На этом, пожалуй, всё. Обращайтесь за супервизией и терапией. Стою адекватно, постоянно повышаю квалификацию, посещаю индивидуальную и групповую супервизию, но совершенно не умею себя продавать ;) Буду рад ссылкам и репостам.
Спасибо за внимание.