«Эффект обратного результата» или «Ну, здравствуй, заблуждение»

Автор статьи: 404

Эффект обратного результата или Ну здравствуй заблуждение

В каждый исторический период те или иные знания считаются либо истинными, либо ложными. Именно с таких позиций логика подходит к оценке знаний при проверке, подтверждении и опровержении научных гипотез, законов и теорий. Когда же знания рассматриваются в процессе их развития, такая их оценка оказывается недостаточной, ибо не учитывает изменения их объективного содержания. В истории науки долгое время существовали теории, считавшиеся истинными, подтвержденные многочисленными фактами наблюдений, но впоследствии оказавшиеся либо полностью, либо частично ошибочными. К числу теорий первого рода относится геоцентрическая система Птолемея, признававшая в качестве центра нашей планетной системы и даже мироздания Землю, а не Солнце. Сегодня я хочу с вами поговорить о заблуждениях.

Вы не задумывались, почему так много однотипных статей у психологов, порой, с искаженными фактами?

“10 способов быстро избавиться от депрессии”, “Каким должен быть психолог”, “Похудеть за 7 дней”, “5 заветных привычек, что изменят навсегда вашу жизнь”, “Как добиться поставленной цели или почему цель не получается достигнуть”, “Дети которые ничего не хотят, не слушаются”,” Про любовь”, “Токсичные отношения”, “Невроз и как с ним бороться” “Депрессия убивает вас”…

Все просто, протоптанная дорожка, которая приносит новых клиентов в работу. Это работает, так как данные статьи полностью или частично соответствуют убеждением большинства людей, которые читают этот материал. Такие статьи входят в категорию клиентоориентированные, с минимальной информативностью и в большей степени для того чтобы вы обратились за помощью, ведь специалист так хорошо попал в больную точку, а значит поможет.

Мир меняется, каждый день мы делаем все новые и новые открытия в разных сферах науки.  Психология тоже не стоит на месте, развиваясь, она опровергает старое и приходит к новым поразительным заключениям. Таким образом, мы подходим к другой категории статей, которые основаны на фактах и новых открытиях, научно обоснованных, после ряда исследований. Но такие статьи больше критикуют и с них процент пациентов ниже. Это происходит из за эффекта обратного результата.

Я на самом деле сам пишу оба вида статей и при написании этой я посмотрел на реакции пользователей. «Попсовые» статьи, о которых я писал выше, набирают множество откликов, индекса цитирования в соц. сетях и в большинстве своем позитивные отклики от читателей.  А второй тип наоборот, больше подвергается критике, менее распространяем, и имеет негативный окрас.

Поразительная правда в том, что опровержение заблуждения только усиливает веру человека в это заблуждение. И это эффект обратного результата. Чем больше стараешься доказать чью-то не правоту, путь даже не умышленно (к примеру человек верит, что небо красное, а ты в статье расписываешь какое оно красивое и голубое.), тем больше люди думают, что правы.

Вы задумывались, почему так происходит?

Если вас поправляют, то в вашем мозге активируется та же зона, что отвечает за настоящую физическую боль. Быть поправленным очень ранит большинство людей, что часто вызывает реакцию: “Бей или беги”. Каждый защищает свою индивидуальность, это называется механизмом защиты личности. Когда человека поправляют в чем-то незначительном, эффект почти что нулевой, но когда правда несет угрозу их личности, человек “бьет” в ответ. Когда факты противоречат человеческому мнению, то сразу наступает “игра в прятки” за эмоциональными аргументами, которые нельзя опровергнуть.

Эффект обратного результата возникает из за того, что человеческие чувства быстрее мыслей, когда убеждения встречают противоречия, то мозг автоматически отвечает случившейся атаке, а не полученным знаниям.

И все что я написал ранее, подводит нас к заключению, что переубедить человека тяжело. Горькая, правда, в том, что людям очень сложно отличить хорошие факты, от своего субъективного, предвзятого мнения. Поэтому нельзя рассчитывать на то, что давая людям набор разжеванных фактов, конфликтующих с их мнением, можно заслужить их доверие.

Необходимо нечто большее.

Сообщив о не правоте всего раз, вы не поможете человеку переубедиться, а просто не преднамеренно напоминаете о его заблуждении. Вместо того, чтобы сказать «Это не правда», лучше предоставить альтернативный рассказ о том, что есть правда, тем самым заменив отрицательное объяснение, позитивным. На деле люди не так логичны, мы все сложные, пристрастные, чувствительные существа и если вы хотите кого-нибудь поправить, переубедить, то вы должны для начала это принять.

Отдельно я бы хотел поговорить об эффекте обратного результата и то, что мы как общество должны противостоять этому. С технической стороны, часть проблемы в том, что сейчас общество разделено на пузыри фильтров, поэтому сейчас любая социальная сеть показывает вам именно то, что вы хотите увидеть, подстраиваясь под ваши предпочтения. Но это не полезно обществу, нам должны показывать то, что нам не очень нравится и тогда люди с разными взглядами будут владеть одной и той же информацией. Так же для статей, не плохо было бы размещать некое уведомление о проверке фактов, ссылки на источники, когда делитесь информацией в сети (кстати, ФБ для групп массового использования уже запустил данную услугу).

Один Норвежский психотерапевтический научный сайт стал давать посетителям тесты на предмет содержания статьи, перед тем как они напишут комментарий. Не пройдешь тест, не сможешь прокомментировать, и это просто чтобы удостоверится, в том, что люди оставляющие комментарий знают, что они комментируют. И это дает лишние 2-3 минуты, чтобы успокоится и поразмышлять. Данный опыт смог значительно улучшить качество потока комментариев на этом сайте. Такая система, в общем, улучшила бы весь поток комментариев в сети.

На своем опыте я замечал, как люди не согласные со статьей или фактами в ней, начинают эмоционально обсуждать автора и то, что он не прав, какой он и т.п. И это интересно, так как дисскус в итоге идет про автора, а не про тему статьи.  



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Когда раздражают статьи психологов
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Как сделать так, чтобы Ваши статьи приводили к Вам клиентов в течение многих лет?
  • 5 ошибок, которые совершают люди, когда хотят найти дело своей мечты
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Как добиться наибольшего результата в Вашем деле
  • Феномен Дженовезе. Что происходит, когда хорошие люди отворачиваются.
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • И как хотите, чтобы с вами поступали люди..
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Эффект Даннинга-Крюгера: Почему некомпетентные люди не чувствуют свою невежественность?
  • Когда процесс важнее результата
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Почему нельзя читать статьи о болезнях в интернете
  • Правда - не такая важная вещь, чтобы ее скрывать
  • Люди, которые играют в игры & Люди, которые зарабатывают деньги. Трансактный анализ в бизнесе.
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Когда лгать полезно? Вся правда о лжи
  • Импритинг. Почему нас привлекают именно такие партнеры и люди?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Измена...ПОЧЕМУ? (первая часть статьи на тему семейных кризисов).
  • Сделаю потом. Как добиться результата от нерешительного человека?
  • Сколько статей психологов необходимо прочитать, чтобы решить свой вопрос?
  • (с) "Мои клиенты - люди, которые хотят личностно развиваться..." Хотите нравиться ВСЕМ клиентам? Знакомьтесь, это ваши «грабли»
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь