А Васька слушает, да ест или Как гипноз работает с раздражающими стереотипами наших близких

Автор статьи: Елена Закаблуцкая

Басня И.А. Крылова «Кот и повар» была написана аж в 1812 году. Как и все другие басни, она снабжена концовкой-моралью:

Речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.

Но что интересно, для нашей культуры более актуальной оказалась другая фраза из басни, та, что вынесена в заголовок этой статьи: «А Васька слушает, да ест!».

 А Васька слушает да ест или Как гипноз работает с раздражающими стереотипами наших близких

То есть тема спокойно-доброжелательного игнорирования просьб, указаний и требований изменить тот или иной стереотип поведения — кто бы с ними ни обращался: друг, родственник, начальник или представитель какого-то института власти — родная для нас. Пока нет угрозы применения силы — можно игнорировать. И сразу же припоминается другая цитата — хорошо они друг друга с «Васькой» дополняют:

 


Но это я отвлеклась. Вспоминая нахального кота в контексте  психологического консультирования и гипнотерапии, имеет смысл уточнить:  ситуаций, когда мы кого-то о чем-то просим и не получаем нужной нам реакции, в жизни очень много. И это, наверное, естественно — где это видано, чтобы все наши желания и требования исполнялись, словно по мановению волшебной палочки! Кстати, это касается и тех случаев, когда закон, или моральное право, или оба — на нашей стороне.

Большая часть людей к этому давно привыкли и особенно не переживают, столкнувшись с очередным обломом. Они даже закладывают этот облом в свои планы и выбирают подходящую тактику поведения: кто-то находит способ договориться, кто-то приспосабливается к ситуации, а кто-то  — в соответствии с моралью басни дедушки Крылова — таки применяет силу.

Но большая часть  — это не все, и не всегда. Поэтому клиенты, которые обращаются к гипнозу с жалобой: «Я ему (ей, им) говорю (прошу, уговариваю, требую), но все продолжается по-старому. Васька слушает, да ест!» — не редкость в моей практике. В каких-то случаях изменение стереотипа поведения супруга, ребенка, друга, коллеги, соседа — реально необходимо для достижения серьезных целей. Пример: усилия женщины направлены на то, чтобы ее супруг наконец-то начал регулярно посещать бассейн, как это ему настоятельно рекомендуют врачи.  Она просит, аргументирует, настаивает. Муж всякий раз соглашается, что, да, надо бы… но продолжает «дружить» со своим четвероногим другом — диваном, а спине его все хуже и хуже. В перспективе уже маячат стационар, потеря трудоспособности, большие траты на лечение… И, конечно, можно переложить ответственность за вероятное развитие событий на мужа, но страдать-то будет вся семья! Женщина это хорошо понимает и пытается защитить свою семью.

 

Но нередко все оказывается куда проще: в какой-то момент поведение «Васьки» настолько утомляет, раздражает и надоедает, что начинаются скандалы, ссоры (причем, «Васька»  в упор не может понять, из-за чего сыр-бор) или — и это значительно хуже — молчаливое самокопание и самонакручивание, которые  к хорошему не приведут. Пример: старшая сестра (19 лет) просит брата (17 лет) слушать тяжелый рок в наушниках, потому что громкая музыка легко пробивается через тонкие стены и отвлекает ее от занятий. Просит, просит, просит… а он и не спорит, просто продолжает слушать свой любимый тяжелый рок, включив музыку на полную мощность. Родители в курсе ситуации, но она их не задевает: днем они на работе, а вечером дома тихо. Поэтому папа с мамой не вмешиваются. Девушка, безуспешно испробовав все средства, чтобы достучаться до брата, сильно фрустрирована. И если в этот момент жизнь подбросит ей какую-то задачку посложней и психологическая нагрузка увеличится (а так оно частенько и бывает) — и до взрыва недалеко. А тогда мало никому не покажется, включая «Ваську»...

 

Впрочем, причины недовольства «Васькой» могут быть и более скромными: вспомним типичные семейные ситуации с разбрасыванием вещей; хроническим «забыванием» о своих бытовых обязанностях вроде мытья посуды, уборки или покупки хлеба; даже использованием в своей речи тех или иных выражений. Схема везде одинакова: «Я говорю — он меня не слышит». И если этот человек клиент, то дальше у меня появляется вечная проблема «душеведов», которых путают с волшебниками, обращаясь с запросом: «Сделайте так, чтобы он…». А если учесть, что моя специализация — гипноз, то надежд на чудесное разрешение ситуации бывает немерено.

1. Сначала надо переформулировать запрос — из «чтобы он меня слушал» в «чтобы я…». А что — «чтобы я»? Говорил так, чтобы меня услышали? Настоял на своем? Заставил? Перестал волноваться из-за глупостей, потому что, в общем, понятно, что «Васька» так поступает не со зла? Ведь момент правильно сформулированного запроса — очень важный: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому при работе в гипнозе не стоит использовать очень конкретные формулировки. И самый распространенный вариант формулировки в таком случае: «Хочу, чтобы произошло полезное для меня изменение».
2. Далее обязательно надо хорошенько изучить «Васькин» стереотип, с которым тот никак не хочет проститься — зачем-то ведь он так делает? Какой-то смысл в этом есть? И как быть с этим смыслом? И удивительно, но уже на этом этапе у многих людей может измениться  отношение к ситуации: «Даже и непонятно сейчас, из-за чего я так переживала!». И происходит это без всякого гипноза.
3. Потом идет серия упражнений с использованием диссоциации — т.е. возможности отключиться от неприятной ситуации и посмотреть на нее как бы со стороны, отвлеченным взглядом, без эмоций и — это значимо — под самыми разными углами зрения. Эффект — удивительный. Диссоциация помогает пробиться на свет божий тем мыслям и чувствам, которые мы обычно склонны не замечать. А уж когда они пробиваются, начинаются полезные изменения — те самые, о которых говорилось в запросе.

Как выглядят эти полезные изменения  на практике? На уровне действий — человек начинает использовать какие-то другие схемы для коммуникации с «Васькой». И тут могут быть самые разные варианты — от мягких переговоров до жестких ультиматумов, но что-то в итоге обязательно срабатывает. В ряде случаев на уровне действий не предпринимается ничего, меняется только отношение клиента к ситуации. И тогда — на уровне эмоций — травмирующая ситуация превращается в игру. И эмоции  меняются на те, которые приличествуют игре. «Васька» не может этого не почувствовать, и стереотипы его поведения тоже начинают меняться. «Слушать, да есть» больше не получается.



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Почему все так? За что мне это?
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "А Васька слушает да ест" или стремиться услышать?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Все люди ошибаются, или кому выгодно, чтобы вы так думали?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь