|
О прощении. Ч.1. Пять "за" и "против"Автор статьи: Наталия Андрушко
Я отношусь (относилась?) к тем, кто считает, что нужно прощать, а не таскать этот камень на своей шее. Но при этом меня не оставляли равнодушной статьи и жизненные истории о непрощении, и я спрашивала себя: "почему так, если для себя все понятно? Что же не так? Что цепляет?" Отвечала себе же: "Да все так!" – и шла дальше. И снова видела замечательных людей, понимающих в жизни и в психологии, которые говорили "не могу простить", "не буду прощать", "не хочу прощать". И если "не могу" – было понятно, к примеру, ресурсов не хватает, то "не хочу" – удивляло: зачем столько места в своей жизни уделять человеку, который причинил столько боли? Зачем? Ему-то от этого ни холодно, ни жарко, а сам страдаешь? Один из законов психологии гласит – незавершенные дела дольше удерживаются в памяти (эффект Зейгарник). Может то, что заставляло меня возвращаться к этому вопросу, и то, что не дает отпустить обиду – это одно и то же – незавершенность? (Сразу уточню, буду употреблять слово "обида" как синоним выражения "непрощаемое событие", ведь не прощается что-то гораздо большее, чем просто обида.) Зачем прощать? 1. Простить, чтобы завершить процесс, и, следовательно, вычеркнуть его из списков того, что обязательно должно храниться в нашей памяти на первом месте. И тем самым освободить не только место для новых воспоминаний, но и энергию для новых свершений. Пустота, которая образуется, когда избавляемся от этого тяжелого, грызущего, болящего чувства, непременно будет заполняться чем-то другим, и, скорее всего, в разы светлее и приятнее. 2. Простить как проститься с собой_до_обиды, со своими мечтами о другом прошлом, и принять себя_нового, со своим новым, хоть и ни разу не приятным, опытом, со своими новыми, выстроенными после события, границами или даже с теми же, но отчетливо ощущаемыми. 3. Простить обиду, как простить себя за то, что позволил с собой так поступить. Человеку свойственно винить себя за то, что позволил с собой так поступить (был слабаком, безвольной тряпкой, наивной дурой – список велик), забывая, что на самом деле делал тогда все, что было в его силах. Ретроспективно (оглядываясь назад) может казаться, что были другие выходы, другие способы поведения, но по факту они были недоступны в тот момент: инстинкт самосохранения сложно обмануть и человек всегда поступает наилучшим возможным для себя способом. 4. Простить как принять ответственность за себя и свою жизнь "после". Событие уже произошло, психика нашла способ справиться с этим. Если человек стал задумываться о том, что способ совладания был не самым оптимальным, – пришла пора изменять то, что его не устраивает, и у него есть на это ресурсы. Можно, конечно, сидеть и рыдать "мне жизнь сломали" (и это может быть 100% правдой), но жизнь-то от этого не починится, нужно брать и строить, ведь "у Бога нет других рук, кроме Ваших". 5. Простить как проститься с иллюзией, что мир справедлив. Конечно, отрадно думать, что мир живет по причинно-следственному закону: что посеяв добро, пожнешь добро, а того, кто сеет зло, обязательно постигнет кара. Такая убежденность дает некоторую определенность и чувство защищенности в этом неопределенном мире. Но есть одно НО… когда зло происходит с человеком, который старался сеять добро или хотя бы не причинять зла, у него начинается рушиться весь мир: я же хороший (!!! базовая потребность человека !!!), с хорошими должно происходить добро, а со мной происходит зло… зло происходит с теми, хто сеет зло, с плохишами, значит я – плохой!! И помимо травмирующей ситуации на человека наваливается не только когнитивный диссонанс (состояние психического дискомфорта вследствие внутреннего конфликта представлений, убеждений), но и не удовлетворяется потребность быть хорошим, а "я-хороший равно я-есть"! Потому крушение этой иллюзии всегда очень болезненно и всегда очень ресурсно. Зачем не прощать? 1. Не прощу как "буду помнить" или "Если прощу, то что же, будто этого и не было?" 2. Не прощу как "отгорожусь от всех, кто может поступить со мной так же". Механизм инстинкта самосохранения, избегание опасности – здесь все логично. 3. Не прощать как индикатор неготовности принять ответственность за себя и свою жизнь "после": он/она/они виноваты, пусть все сами и исправляют. С одной стороны, им-"виноватым" не холодно и не жарко от того, что о них так думают, они даже могут и не знать, что занимают место в чьей-то голове. С другой, если человек не готов принимать ответственность, то, видимо, что-то ему не позволяет (отсутствие достаточного количества ресурсов) или, наоборот, позволяет (манипулирование другими посредством чувства вины, избыточный ресурс) это делать. 4. Не прощу как ресурс. Энергия гнева, злости становится движителем, волшебным пенделем. Почему бы и нет? 5. Нет хороших и плохих эмоций, хороших и плохих чувств, они все – нужные. Значит и весь букет, сопровождающий "не прощу", тоже нужен. Как боль в теле, чтобы сигнализировать о неполадках. Аргументы, которые не показались аргументами: 1. Нельзя простить того, кого не можешь наказать. Вот да, если можешь наказать, но прощаешь, – это, возможно, говорит о великодушии (но это не единственный вариант)). А когда наоборот… Что это – накажу тебя своими страданиями? Умру, а вы все плачьте? Когда долго в душе живет обида, то ясно, что ни наказать, ни простить обидчика не можешь. 2. Не прощать – это гордыня. Так же верно и для прощать. Чувства завершенности нет, это радует: значит будут еще открытия, будет о чем подумать и написать) Из того, что осталось непоколебимым (пока, во всяком случае ;) ): 1) никто лучше самого обижающегося человека не знает/ощущает – прощать или не прощать; Спасибо за внимание к этой тематике! Если Вы поделитесь своими аргументами "за" и "против прощения – с благодарностью приму) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|