О важности бесполезной траты времени

Автор статьи: 404

Многие из нас в детстве сталкиваются с такой родительской установкой: нельзя сидеть сложа руки, нужно постоянно что-то делать, проводить время с пользой. Чтобы не потерять любовь родителей, нужно слушаться их, сделав эти требования частью своей системы запретов. Мы бессознательно «впитываем» родительские установки и делаем их частью своей психики. Будучи взрослыми, мы можем переоценить и смягчить эти требования. Но если они остались внутри нас в «сыром» виде, то отдыхом, который не будет сопровождаться чувством вины или стыда, может стать лишь болезнь. Ещё одним важным следствием подобных запретов будет обеднение внутреннего пространства для творчества.

Таким пространством можно было бы назвать область психики, в которой возникающие мысли и чувственные впечатления не подвергаются отбору (например, по принципу полезности или совместимости), а свободно взаимодействуют, «играют», порождая ассоциативные связи. Одно из определений игры – деятельность, свободная от необходимости достижения результата. И в этом пространстве происходит «игра» идей, плодами которой мы пользуемся, занимаясь творчеством. Неважно, что получается в итоге: картина, статья или благоустроенный садовый участок – всё это будет продуктами процесса, в котором рождается что-то новое.

Возьмем в качестве примера человека, который пишет музыку. Если бы он попробовал сначала «просчитать» какой будет мелодия, маловероятно, что у него вышло что-нибудь стоящее. Наоборот, он использует своё внутреннее творческое пространство, доверяясь ему, прислушиваясь к звукам идущим изнутри. Вначале он интуитивно улавливает их, и только потом «вычеркивает лишние ноты». Можно сказать, что создавая новую мелодию, музыкант находится под вдохновением. В этом состоянии «биение» бессознательной части психики становится более доступным для сознания. Что-то похожее мы испытываем при переходе от бодрствования ко сну, когда образы проносятся перед внутренним взглядом, сменяясь, перетекая один в другой. Правда, здесь есть отличие: музыкант интуитивно использует это «биение» для творчества, а засыпающий человек нет.

Неся в себе родительские установки о необходимости расходования времени с пользой, мы ограничиваем доступ к внутреннему творческому пространству. Мы оказываемся скованными и наши способности развиваются с трудом. А значит, остается меньше места для творчества, игры, беззаботности и удовольствия. Как же можно достичь большей внутренней свободы и снизить давление принципа полезности?

Можно учиться находиться в состоянии творческой мечтательности, когда внутренний мир получает расширенный доступ в сознание. Чем меньше критики к тому, что происходит внутри, тем с большей свободой мысли и чувства будут возникать и взаимодействовать друг с другом, порождая новые смыслы и значения. Причем, погрузиться в такое состояние намного легче, если представить, что обладаешь неограниченным временем. Ведь тогда ты можешь расходовать его просто так, без всякой пользы, не переживая внутреннего дискомфорта от подобных трат.

В статье о супервизии Томас Огден описывает эпизод, произошедший с ним во время обучения в колледже. На собрании один из отцов задал преподавателю вопрос о том, в чем заключается его работа. Профессор сказал, что дважды в неделю ведет два курса, а в остальное время он ничем не занят. Ничем не занят и за это получает деньги? Родители были удивлены. Преподаватель начал объяснять. Только когда ему нечего делать, появляется возможность обойти вниманием «великих» писателей. Ведь если бы он чувствовал, что ограничен во времени, то читал и перечитывал только их книги. А так как он обладает временем, которое может тратить бесполезно, то может позволить себе купить книгу с понравившейся обложкой, необычным названием или интригующей фразой на первой странице. Не имея такой возможности он никогда бы не открыл для себя многих неизвестных авторов, которые не получали никаких премий и не имеют влиятельных друзей.



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если в отношениях пара использует трюки, то жизнь будет цирком
  • Если в отношениях пара использует трюки, жизнь будет цирком
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Ну когда уже можно будет приступать к сексу с вашим новым мужчиной
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Что будет, если поменять детско-родительские и супружеские отношения местами?
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Можно ли выбросить плохие эмоции из своей психики?
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • А если результата не будет?
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Можно ли потерять сознание во время приступа панической атаки?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Если все будут блогерами, то кто будет уборщицей?
  • Что будет, если первой предложить парню встречаться?
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Газлайтинг. Что делать, если ты находишься в подобных отношениях?
  • Если соришь деньгами, то придется доплатить тому, кто их будет убирать
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь