|
О важности бесполезной траты времениАвтор статьи: 404
Многие из нас в детстве сталкиваются с такой родительской установкой: нельзя сидеть сложа руки, нужно постоянно что-то делать, проводить время с пользой. Чтобы не потерять любовь родителей, нужно слушаться их, сделав эти требования частью своей системы запретов. Мы бессознательно «впитываем» родительские установки и делаем их частью своей психики. Будучи взрослыми, мы можем переоценить и смягчить эти требования. Но если они остались внутри нас в «сыром» виде, то отдыхом, который не будет сопровождаться чувством вины или стыда, может стать лишь болезнь. Ещё одним важным следствием подобных запретов будет обеднение внутреннего пространства для творчества. Таким пространством можно было бы назвать область психики, в которой возникающие мысли и чувственные впечатления не подвергаются отбору (например, по принципу полезности или совместимости), а свободно взаимодействуют, «играют», порождая ассоциативные связи. Одно из определений игры – деятельность, свободная от необходимости достижения результата. И в этом пространстве происходит «игра» идей, плодами которой мы пользуемся, занимаясь творчеством. Неважно, что получается в итоге: картина, статья или благоустроенный садовый участок – всё это будет продуктами процесса, в котором рождается что-то новое. Возьмем в качестве примера человека, который пишет музыку. Если бы он попробовал сначала «просчитать» какой будет мелодия, маловероятно, что у него вышло что-нибудь стоящее. Наоборот, он использует своё внутреннее творческое пространство, доверяясь ему, прислушиваясь к звукам идущим изнутри. Вначале он интуитивно улавливает их, и только потом «вычеркивает лишние ноты». Можно сказать, что создавая новую мелодию, музыкант находится под вдохновением. В этом состоянии «биение» бессознательной части психики становится более доступным для сознания. Что-то похожее мы испытываем при переходе от бодрствования ко сну, когда образы проносятся перед внутренним взглядом, сменяясь, перетекая один в другой. Правда, здесь есть отличие: музыкант интуитивно использует это «биение» для творчества, а засыпающий человек нет. Неся в себе родительские установки о необходимости расходования времени с пользой, мы ограничиваем доступ к внутреннему творческому пространству. Мы оказываемся скованными и наши способности развиваются с трудом. А значит, остается меньше места для творчества, игры, беззаботности и удовольствия. Как же можно достичь большей внутренней свободы и снизить давление принципа полезности? Можно учиться находиться в состоянии творческой мечтательности, когда внутренний мир получает расширенный доступ в сознание. Чем меньше критики к тому, что происходит внутри, тем с большей свободой мысли и чувства будут возникать и взаимодействовать друг с другом, порождая новые смыслы и значения. Причем, погрузиться в такое состояние намного легче, если представить, что обладаешь неограниченным временем. Ведь тогда ты можешь расходовать его просто так, без всякой пользы, не переживая внутреннего дискомфорта от подобных трат. В статье о супервизии Томас Огден описывает эпизод, произошедший с ним во время обучения в колледже. На собрании один из отцов задал преподавателю вопрос о том, в чем заключается его работа. Профессор сказал, что дважды в неделю ведет два курса, а в остальное время он ничем не занят. Ничем не занят и за это получает деньги? Родители были удивлены. Преподаватель начал объяснять. Только когда ему нечего делать, появляется возможность обойти вниманием «великих» писателей. Ведь если бы он чувствовал, что ограничен во времени, то читал и перечитывал только их книги. А так как он обладает временем, которое может тратить бесполезно, то может позволить себе купить книгу с понравившейся обложкой, необычным названием или интригующей фразой на первой странице. Не имея такой возможности он никогда бы не открыл для себя многих неизвестных авторов, которые не получали никаких премий и не имеют влиятельных друзей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|