|
«Какая она – не клиентская позиция?»Автор статьи: Сагадеева Юлия Ринадовна
Какой он – клиент психолога? На мой взгляд, это человек, добровольно обратившийся за психологической помощью к специалисту; находящийся в сложной жизненной ситуации; испытывающий определенные эмоциональные затруднения; переживающий кризисные состояния; пытающийся разобраться в себе или переосмыслить свой жизненный опыт, а также, кто хочет измениться и изменить свою жизнь к лучшему. И это про осознанный выбор, когда есть запрос от клиента. А бывает, что клиент на приеме у психолога не в клиентской позиции. Случай из практики. Позвонила женщина, с просьбой помочь ее сыну, которому 16 лет. Мама жалуется на его неуверенность, стеснительность, и считает что эти «недостатки» мешают ему закончить школу (в данный момент заканчивает 11 класс), а также выбрать будущую профессию. Рассказываю, что очень важно, чтоб запрос исходил от самого мальчика. Если его заинтересованности нет, то встреча неэффективна. Мама перебивает, и уверяет, что он хочет, но очень стеснительный. В этом месте ощущаю давление, напористость с ее стороны. И вроде, чего и не записать то. Сомневаюсь……но записываю на прием с надеждой, что дело только в застенчивости этого мальчика. Потому как был в моей практике случай, когда записала тетя, и мальчик остался на длительную терапию. Встреча. Вижу перед собой напуганного подростка. Мама нас оставила, договорились, что подойдет через 50 минут. Мальчика зовут Т. Не вижу смысла расписывать нашу 30 минутную встречу, в которой Т. молчал, а я будто «клещами» вытягивала ответы на вопросы. И связано это с тем, что мальчик был не просто не в клиентской позиции, а только в кабинете узнал, что его привели к психологу. И целых полчаса он про это молчал, а тело – руками сжимал кресло; кусал губы, взгляд либо в пол, либо на потолок, но только не на меня; редкий глубокий вдох и выдох. Я в свою очередь, поделилась с ним своими чувствами, о раздражении и злости к его маме за эту ситуацию. Но, к сожалению, после того, как я поделилась чувствами, Т. встал с кресла и покинул помещение, не отвечая на мои вопросы. Уходил быстро, не оборачиваясь. А я смотрела вслед, мне было грустно и обидно за парня. Через 10 минут пришла мама, оплатить. Начала задавать вопросы, а я без ответов задала свой: «Зачем вы обманули меня и своего сына? Я же вам по телефону все объяснила!» Ответ мамы: «Нет смысла его предупреждать! Ему никогда ничего не нужно!» и ушла. Остается только догадываться, каково сейчас этому мальчику, непринятому своей матерью. Если б была возможность поговорить с мамой, то я предложила бы ей терапию. К чему я это пишу? Очередной опыт в мою копилку. Я продолжаю сомневаться, как же в таких ситуациях поступать. Не записывать, не услышав самого клиента? Или же, как получиться? А также с призывом к тем, кто добродушно желает записать родственника или друга на прием к психологу! Оставьте им шанс сделать это самим! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|