Работая в своей практике с тревожными детьми и консультируя их родителей, я замечаю одну распространенную закономерность. Почти всегда родители таких детей предъявляют к ним завышенные (для детского возраста), а потому совершенно невыполнимые требования. Иногда это бывает связано с неудовлетворенностью родителей собственным положением и желанием для своего ребенка "лучшей доли" (но ведь все мы помним, куда выстлана дорога благими намерениями). Часто родители воплощают в ребенке свои нереализованные мечты, лишая, таким образом, своего ребенка главного – права выбора жить своей собственной, неповторимой жизнью. Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от опасностей (реальных или мнимых), формируют у него чувство собственной беззащитности перед миром. Бывают и другие причины такого родительского поведения, например родители воспроизводят стиль воспитания собственного детства и повторяют своих родителей.
К каким последствиям все это приводит?
Очень быстро в ответ на требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, у ребенка формируются следующие симптомы тревожного поведения:
- низкая самооценка;
- ощущение себя неудачником;
- повышенная критичность по отношению к другим;
- боязнь новых контактов;
- избегание ситуаций, в которых необходимо отстаивать свои интересы;
- страх проявлять инициативу (в поступках, отношениях).
Таким образом, из ребенка формируется особый тип личности, который старается действовать так, чтобы избегать решения каких бы то ни было проблем. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей, общению со сверстниками и взрослыми.
Большинство родителей тревожных детей сами обладают высоким уровнем тревожности, который выражается в низкой самооценке, общей неудовлетворенности собой и своей жизнью, перфекционизме, различных навязчивых страхах и фобиях, неудачах в партнерских отношениях. Зачастую дети просто "отыгрывают" или воплощают тревоги и страхи своих родителей.
Как Вы можете помочь своему ребенку:
Принимайте и любите своего ребенка таким, какой он есть. Уважайте не только его достоинства, но и его страхи, его несовершенства.
Постарайтесь снизить уровень своих требований и уровень контроля.
Как можно чаще хвалите своего ребенка, даже за незначительные достижения.
Не сравнивайте его с другими детьми или с собой "в его возрасте". Тревожным детям противопоказаны ситуации соревнований.
Не ругайте ребенка за неудачи или ошибки. Спокойно и доброжелательно вместе обсудите ситуацию, ее причины и другие возможные варианты действий. Скажите своему ребенку, что Вы верите - в другой раз у него обязательно все получится. Важно, чтобы Ваш ребенок понимал, что его любят не за его успехи, а просто потому, что он есть.
Не делайте что-то за ребенка, когда он об этом просит, если Вы твердо уверены в том, что он может сделать это самостоятельно (или делал раньше). Скажите ему, например: "Я верю, что ты с этим можешь справиться сам. Я буду рядом с тобой и всегда приду на помощь, если потребуется". Дайте ребенку достаточно времени для выполнения задания, не подгоняйте и не критикуйте его.
Так как у тревожных детей часто высокий уровень мышечного напряжения, необходимо уделять внимание телесной релаксации. Для этого подойдут: массаж, бассейн, детская йога или занятия танцами.
Для того чтобы Ваш ребенок мог формировать чувство ответственности и выражать свою потребность кого-то любить и о ком-то заботиться, заведите ему домашнего питомца.
Придумайте совместное хобби или занятие, которое будет интересно и Вам и Вашему ребенку.
Если Вы чувствуете, что ситуация выходит из-под Вашего контроля, обратитесь вместе с ребенком за помощью к детскому психологу, ведь чем раньше Вы начнете разбираться с проблемой, тем меньше ее последствий придется устранять.
В заключение мне хочется привести высказывание известного психоаналитика Н. Мак-Вильямс: "Все мы желаем нашим детям того, в чем сами испытывали недостаток. Это желание безобидно, но только до тех пор, пока мы освобождаем своих детей от малейшего принуждения жить ради нашей мечты".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.