Синдром уставшей мамы

     Детско-родительские отношения являются фундаментом для развития личности ребенка, этими теориями в тех или иных вариация пронизаны практически все психотерапевтические направления. И современная реальность такова, что практически не встретить мам, которые бы не обладали определенными знаниями в области психологии воспитания. Папы, справедливости ради стоит сказать, тоже встречаются весьма осведомленные, но реже. Так вот, начиная еще с периода беременности, будущая мама берет в руки книжку какого-нибудь "правильного" автора, которого посоветует кто-то "знающий" или по интуитивному выбору и начинает изучать, "как надо". И благо, действительно, существуют книги, в которых написаны разумные вещи, НО, читая важную и полезную информацию, в голове будущей и настоящей мамы выстраивается более или менее четкая картинка, некоего идеала, к которому стоит стремиться. Конечно же, это самый идеал формируется и преломляется сквозь призму личного опыта взросления и отношений с родителями, но важно, что он существует.

     А далее пришедший в это мир, и пока не  подозревающий о том, какие на него у родителей ( мамы/папы/вместе взятых) планы относительно его развития,  ребенок начинает проявлять себя в этом мире сообразно своим возможностям и особенностям. И покуда у мамы, как наиболее часто занимающегося этими вопросами родителя, достаточно сил, энергии, душевного равновесия и гармонии с собой, текущие трудности и неудачи переживаются диадой мать-ребенок вполне себе успешно. Но бывают моменты, когда мамы морально, эмоционально, а порой физически истощаются, это состояние, которое я условно и назвала синдромом уставшей мамы. 

Когда же такое возможно?

Причины

Мамы-одиночки

Конечно,  в первую очередь, в голову приходят мамы, воспитывающие детей в одиночку, хотя, естественно, все зависит от структуры личности мамы, особенностей ребенка и конкретной жизненной ситуации, но все же, все, что в полной семье делится между двумя родителями, в данном случае приходится выносить в одиночку. Кстати, и в полных семьях тоже встречаются условные матери-одиночки, когда отец семейства погружен в работу или в зависимость (отдельная история) или работает вахтовым методом. Сразу вспоминаются фразы по типу "тащу ребенка на себе", когда значительный дистресс вносит низкий уровень доходов мамы, что крайне распространено в стране.

Мамы детей с ОВЗ.

Это мамы, воспитывющие детей с ограниченными возможностями здоровья, в просторечии - инвалидностью. Это касаемо психических отклонений - аутизм и аутоподобные состояния, задержки психического разивтия, умственная отсталость, эпилепсия, детский церебральный паралич, а также слепота, детская онкология, наследственные заболевания. Мамы находят в постоянном психоэмоциональном и физическом перенапряжении и часто происходят личностные изменения таких мам. Кстати, большая часть таких мам - одиноки. Мужчины редко удерживаются в подобных семьях.

Мамы ЧБД.

Часто болеющими детьми считаются дети, частота заболеваний респираторными инфекциями у которых превышыет 4 эпизода в год. Болезнь ребенка - это всегда стресс для семьи и естественно мамы, как лечить? насколько это опасно? опять антибиотики? где брать деньги на лекарства? будет ли терпеть работодатель частые больничные? И еще ворох тревог и переживаний.

Мамы с личностными особенностями.

К таковым можно отнести стремление к отличным результатам  и стремление воспитать суперребенка (гения, президента, лидера...)- больше развивающих занятий, больше порядка в доме, больше самостоятельности.

Синдром уставшей мамы

Это достаточно эмоционально затратно и весьма изматывает в том случае, если ребенок не лидерствует по каким-то своим причинам, либо мамины ожидания или ожидания маминой мамы или папы о нем сильно расходятся с реалиями жизни.

Мамы, продвигающиеся в карьере.

Я искренне считаю, что ВСЕ успевать невозможно и если у мамы на профессиональном поприще дела идут в гору, ей приходится посвящать работе приличное количество времени и сил, то закономерно в сфере родительства этих сил будет меньше. И степень интерграции личности мамы должна быть весьма высока, чтобы, что называется, ее не разрывало на части и не накрывало порой чувством вины, обиды или разочарования  с головой.

Есть и иные типы, наверняка, я не ставила перед собой задачи разработки типологии, может быть я  к этому еще вернусь и дополню свои соображения на этот счет.

Теперь, на мой взгляд, самое интерсеное. А именно,

Профилактика и устранение синдрома уставшей мамы.

1. Пространство для себя оно же личное пространство. Мамы являются мамами только дома и только в определенных отношениях, в остальное время они могут быть подругами, коллегами, покупателями, спортсменками, рукодельницами и прочее. Подмечено, чем более простроена у мамы сфера отдыха, досуга, хобби или увлечения, тем лучше отлажен процесс восстановления и пополнения ресурсов. Фокус и фиксация на одной из социальных ролей искажает процесс затрат и восстановления энергии.

В практике я сталкивалась с ситуациями, когда клиенты транслируют, что головой все положение вещей понимают, но как поменять ситуацию не представляют. Поступательным и настойчивым продвижением к искренне желаемой цели всеми доступными способами.

2. Разделение ребенка идеального и ребенка реального и себя-идеального родителя и себя-реального родителя. Первые два персонажа в каждой паре,  просто замечательные: ребнок послушный, реагирует с первого раза, стремится к чему-то хорошему, непременно реализуя все, "что в него вкладывают", аккуратный и воспитанный, родитель же не кричит никогда, всегда активно слушает, умеет договариваться, ну и вообще пример для подражания и для доски почета. Замечательно в этом все, кроме того, что они вымышленные, придуманные не существуют! Их таких просто НЕТ. Ну невозможно быть всегда идеальным и замечательным, это неестественно и противоречит человеческой психологии. И в детях, и в их мамах есть океан возможностей и череда личностных тупиков и ограничений.

3. Влияйте на то, на что можно повлиять и не сокрушайтесь о том, что вам неподвластно. Понимание, что люди не боги вроде бы на поверхности лежит, но как-то все же мало доступно глубокому осознаванию. Да, мы можем  создавать условия для развиватия ребенка физически, интеллектуально и эмоционально, закаливать, избегать контакта с явно болеющими людьми, но не в состоянии оградить и уберечь от череды этапов развития, которые ребенку приходится проходить дабы сформировать нечто, будь то иммунитет, коммуникативную компетентность, отвественность за себя и свои вещи, чувство времени, организацию пространства вокруг себя и себя в нем. Это не противоречит идеи постановки долгосрочных целей и методичного продвижения в их сторону.

4. Степень контроля. Это пункт перекликается с первым, поскольку чем более сконцентрирована психическая жизнь мамы на своем ребенке и чем выше уровень ее личностной тревоги, тем контроль жизни ребенка выше. И это не зависит от возраста


НЕобходимость постоянно контролировать жизнь ребенка до мелочей - очень эмоционально затратно. Одежда, уроки, досуг, социальные сети и т.д. Своя собственная жизнь подменяется жизнью ребенка, которая, кстати, у ребенка и отбирается. И тут, конечно, много о самой маме и ее личностном опыте. И это направление для психотерапии, к которой может обратиться уже порядком уставшая и измученная мама и которая (психотерапия) может существенно улучшить психологический климат в семье.

5. Перестаньте сравнивать раз и навсегда. Своего ребенка с ребенком подруги, отличником в классе, себя с мамой троих детей, которая работает и успевает ходить на фитнес/расти в карьере/ дополните нужным. Есть Вы и есть Ваш ребенок. И Вы, и он неповторимы, индивидуальны и являетесь сотканным из невоспроизводимой последовательности и сочетания элементов полотном. И по-другому и быть не может. Ребенок Ваш родился именно у Вас, он к Вам пришел, он Вас выбрал, не чудо ли это? не безлимитное доверие и признание? 

6. Личный перечень ресурсовосстанавливающих практик. Одной из таковых для меня я делилась уже давно https://www.psyoffice.ru/blog/42570. Попробуйте составить для себя такой перечень, сколько у вас получится позиций?

И да, спите, как только появляется возможность, полноценный 7-8 часовой сон продлевает жизнь, препятствует ожирению, расстройствам настроения и восстанавливает душевные и физические силы.



Просмотров: 248
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мамы хорошие и мамы плохие. Мамы разные нужны, мамы разные важны.
  • Зависимость от мамы. Если вам кажется, что без мамы вы не справитесь.
  • Мамы детей- непосед vs мамы тихонь
  • Поход ребенка в детский сад и "аварийное" отсоединение от мамы
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • Мамы разные нужны, мамы всякие важны
  • Неделя доброй мамы. (Записки мамы первоклашки)
  • Мамы разные нужны, мамы всякие важны
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Страх мамы или страх жить без мамы. История о формировании личностной автономии
  • Обучение расстановкам. Тревога мамы за жизнь ребенка.
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Психотерапия мамы и ребенка.
  • Сепарация от "мамы-нарцисса". Как обрести себя.
  • Сохранение психологического здоровья мамы и ребенка во времябеременности
  • Подборка игр для мамы и ребенка
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Отказ от ребенка и отчаяние мамы
  • Отказаться от мамы - потерять ребенка
  • Рассказ мамы - дочери, которая убила себя
  • Ценность мамы в раннем возрасте ребенка
  • Почему? За что? Вопросы мамы особого ребенка.
  • Бондинг - волшебная, но естественная связь мамы и ребенка
  • Рождение второго ребенка. 7 сложностей адаптации для мамы
  • "Мама, ты где?" О важности эмоционального контакта мамы с ребенком до года
  • Когда папа уходит от мамы (регулярная рубрика "Группа поддержки")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь