|
Синдром уставшей мамыАвтор статьи: Строкова Елена Валерьевна
Детско-родительские отношения являются фундаментом для развития личности ребенка, этими теориями в тех или иных вариация пронизаны практически все психотерапевтические направления. И современная реальность такова, что практически не встретить мам, которые бы не обладали определенными знаниями в области психологии воспитания. Папы, справедливости ради стоит сказать, тоже встречаются весьма осведомленные, но реже. Так вот, начиная еще с периода беременности, будущая мама берет в руки книжку какого-нибудь "правильного" автора, которого посоветует кто-то "знающий" или по интуитивному выбору и начинает изучать, "как надо". И благо, действительно, существуют книги, в которых написаны разумные вещи, НО, читая важную и полезную информацию, в голове будущей и настоящей мамы выстраивается более или менее четкая картинка, некоего идеала, к которому стоит стремиться. Конечно же, это самый идеал формируется и преломляется сквозь призму личного опыта взросления и отношений с родителями, но важно, что он существует. А далее пришедший в это мир, и пока не подозревающий о том, какие на него у родителей ( мамы/папы/вместе взятых) планы относительно его развития, ребенок начинает проявлять себя в этом мире сообразно своим возможностям и особенностям. И покуда у мамы, как наиболее часто занимающегося этими вопросами родителя, достаточно сил, энергии, душевного равновесия и гармонии с собой, текущие трудности и неудачи переживаются диадой мать-ребенок вполне себе успешно. Но бывают моменты, когда мамы морально, эмоционально, а порой физически истощаются, это состояние, которое я условно и назвала синдромом уставшей мамы. Когда же такое возможно? Причины Мамы-одиночки Конечно, в первую очередь, в голову приходят мамы, воспитывающие детей в одиночку, хотя, естественно, все зависит от структуры личности мамы, особенностей ребенка и конкретной жизненной ситуации, но все же, все, что в полной семье делится между двумя родителями, в данном случае приходится выносить в одиночку. Кстати, и в полных семьях тоже встречаются условные матери-одиночки, когда отец семейства погружен в работу или в зависимость (отдельная история) или работает вахтовым методом. Сразу вспоминаются фразы по типу "тащу ребенка на себе", когда значительный дистресс вносит низкий уровень доходов мамы, что крайне распространено в стране. Мамы детей с ОВЗ. Это мамы, воспитывющие детей с ограниченными возможностями здоровья, в просторечии - инвалидностью. Это касаемо психических отклонений - аутизм и аутоподобные состояния, задержки психического разивтия, умственная отсталость, эпилепсия, детский церебральный паралич, а также слепота, детская онкология, наследственные заболевания. Мамы находят в постоянном психоэмоциональном и физическом перенапряжении и часто происходят личностные изменения таких мам. Кстати, большая часть таких мам - одиноки. Мужчины редко удерживаются в подобных семьях. Мамы ЧБД. Часто болеющими детьми считаются дети, частота заболеваний респираторными инфекциями у которых превышыет 4 эпизода в год. Болезнь ребенка - это всегда стресс для семьи и естественно мамы, как лечить? насколько это опасно? опять антибиотики? где брать деньги на лекарства? будет ли терпеть работодатель частые больничные? И еще ворох тревог и переживаний. Мамы с личностными особенностями. К таковым можно отнести стремление к отличным результатам и стремление воспитать суперребенка (гения, президента, лидера...)- больше развивающих занятий, больше порядка в доме, больше самостоятельности. Это достаточно эмоционально затратно и весьма изматывает в том случае, если ребенок не лидерствует по каким-то своим причинам, либо мамины ожидания или ожидания маминой мамы или папы о нем сильно расходятся с реалиями жизни. Мамы, продвигающиеся в карьере. Я искренне считаю, что ВСЕ успевать невозможно и если у мамы на профессиональном поприще дела идут в гору, ей приходится посвящать работе приличное количество времени и сил, то закономерно в сфере родительства этих сил будет меньше. И степень интерграции личности мамы должна быть весьма высока, чтобы, что называется, ее не разрывало на части и не накрывало порой чувством вины, обиды или разочарования с головой. Есть и иные типы, наверняка, я не ставила перед собой задачи разработки типологии, может быть я к этому еще вернусь и дополню свои соображения на этот счет. Теперь, на мой взгляд, самое интерсеное. А именно, Профилактика и устранение синдрома уставшей мамы. 1. Пространство для себя оно же личное пространство. Мамы являются мамами только дома и только в определенных отношениях, в остальное время они могут быть подругами, коллегами, покупателями, спортсменками, рукодельницами и прочее. Подмечено, чем более простроена у мамы сфера отдыха, досуга, хобби или увлечения, тем лучше отлажен процесс восстановления и пополнения ресурсов. Фокус и фиксация на одной из социальных ролей искажает процесс затрат и восстановления энергии. В практике я сталкивалась с ситуациями, когда клиенты транслируют, что головой все положение вещей понимают, но как поменять ситуацию не представляют. Поступательным и настойчивым продвижением к искренне желаемой цели всеми доступными способами. 2. Разделение ребенка идеального и ребенка реального и себя-идеального родителя и себя-реального родителя. Первые два персонажа в каждой паре, просто замечательные: ребнок послушный, реагирует с первого раза, стремится к чему-то хорошему, непременно реализуя все, "что в него вкладывают", аккуратный и воспитанный, родитель же не кричит никогда, всегда активно слушает, умеет договариваться, ну и вообще пример для подражания и для доски почета. Замечательно в этом все, кроме того, что они вымышленные, придуманные не существуют! Их таких просто НЕТ. Ну невозможно быть всегда идеальным и замечательным, это неестественно и противоречит человеческой психологии. И в детях, и в их мамах есть океан возможностей и череда личностных тупиков и ограничений. 3. Влияйте на то, на что можно повлиять и не сокрушайтесь о том, что вам неподвластно. Понимание, что люди не боги вроде бы на поверхности лежит, но как-то все же мало доступно глубокому осознаванию. Да, мы можем создавать условия для развиватия ребенка физически, интеллектуально и эмоционально, закаливать, избегать контакта с явно болеющими людьми, но не в состоянии оградить и уберечь от череды этапов развития, которые ребенку приходится проходить дабы сформировать нечто, будь то иммунитет, коммуникативную компетентность, отвественность за себя и свои вещи, чувство времени, организацию пространства вокруг себя и себя в нем. Это не противоречит идеи постановки долгосрочных целей и методичного продвижения в их сторону. 4. Степень контроля. Это пункт перекликается с первым, поскольку чем более сконцентрирована психическая жизнь мамы на своем ребенке и чем выше уровень ее личностной тревоги, тем контроль жизни ребенка выше. И это не зависит от возраста
5. Перестаньте сравнивать раз и навсегда. Своего ребенка с ребенком подруги, отличником в классе, себя с мамой троих детей, которая работает и успевает ходить на фитнес/расти в карьере/ дополните нужным. Есть Вы и есть Ваш ребенок. И Вы, и он неповторимы, индивидуальны и являетесь сотканным из невоспроизводимой последовательности и сочетания элементов полотном. И по-другому и быть не может. Ребенок Ваш родился именно у Вас, он к Вам пришел, он Вас выбрал, не чудо ли это? не безлимитное доверие и признание? 6. Личный перечень ресурсовосстанавливающих практик. Одной из таковых для меня я делилась уже давно https://www.psyoffice.ru/blog/42570. Попробуйте составить для себя такой перечень, сколько у вас получится позиций? И да, спите, как только появляется возможность, полноценный 7-8 часовой сон продлевает жизнь, препятствует ожирению, расстройствам настроения и восстанавливает душевные и физические силы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|