Особенности психотерапии в обществе потребления. Человек потреблял во все времена и все эпохи ,но именно сейчас это стало основной функцией человека. Вопросы о том хорошо это или плохо я оставлю политикам и служителям культов. Гораздо важнее обсудить как работает общество потребления, кто же это человек потребитель и какие особенности проблем с которыми потребитель приходит к психотерапевту, (про последнее человек не всегда понимает что проблема в окружающей среде). Потребитель Прежде чем говорить о потребители, стоит вспомнить, кто был типичным представителем предыдущей эпохи. Ярким представителем модерна был картезианский субъект, человек который мог о себе сказать я есть я . Именно в угоду этого «я» и жил человек. Это давало установку на достижения. По сути концепция нарциссизма. Именно тогда возникла концепция что личность можно развивать. Важным аспектом такой личности была ее идентичность (гендерная, профессиональная, социальная, политическая и прочее)Казалось, в модерн для человека нет ничего не достижимого. Основные психотерапевтические и духовные практики направлялись на развитие личности. Несмотря на то, что этот человек не построил коммунизм, планетарный рейх, да и проект демократия захлебнулся. Так же наступил кризис и концепции развития личности. Сколько личность не развивай а всё же неврозы, депрессии и суициды не отступают. А переразвитое «я» замыкалось в своем одиноком величии. Возникал вопрос: да престижная работа , высокий соц стаус , богатство, владение удивительными психо техниками, а счастья не было и нет. Самодостаточность из мечты превратилась в кару. Такому «я» «не хватало свободы. Рамки идентичности и величия душили. С середины 20 го века началась ползущая постмодернистическая революция. Как-то незаметно человек начал меняться, появился потребитель. Который, в классическом понимании и не личность вовсе, а функция от поля. Формула» я есть я» перестаёт работать . Вместо неё «я есть то, что я потребляю», я есть марка моей обуви, телефона, соцгруппа, работа, сексуальный партнер. Это привело к утрате чёткой идентичности например: сегодня я мальчик завтра девочка, сегодня я коммунист завтра анархист. Не идентичность определяла место человека , а наоборот место стало определять человека. Кроме того противоречивые идентичности перестали вызывать диссонанс. В общем в какой-то мере потребитель получил свободу. Но приобретений не бывает без потерь. Если в период до модерна у человека был Бог, у человека модерна было «я» , потребителю же пришлось иметь дела с пустотой внутри себя. Ели сегодня я могу быть одно завтра другое значит , меня и вовсе нет. Потребление подразумевает объектное отношение к миру. В том числе и к другим людям. Это не может не вызывать конфликтов . Ярость и бессилие вызывают «предметы» которыми не удаётся манипулировать . Из этого выплывают две центральные проблемы потребителя 1.Как справляться с ужасом от пустоты внутри себя 2. Бессилие от потери контроля. Утрата спонтанности Общество потребления. Часто можно слышать яростную критику общества потребления. Парадокс в том что эта критика есть таким же продуктом для потребления. По сему не приносит ни облегчения не понимания. Вульгарное понимание общества потребления сводиться к дорогим часам телефоном. Мы часто не берём во внимание что отношения и информация стали такими же продуктами потребления. Причём потребление сводиться к простому поеданию всего без переработки. Это приводит к блокировке творческого акта. Ведущую роль в обществе потребления играет потребление информации. Ведь мы потребляем информацию из инета , газет, бигбордов, друзей о том как и что потреблять. Как потреблять отношения. Представьте, как это выглядит в семейной психотерапии когда партеры имеют дело не с друг другом а с информацией как должно быть. Парадоксальным образом свобода оборачивается утратой свободы. Потребление не приносит насыщения и гонит к новому продукту от которого тоже толку мало, это. Как отдушина вера в то что где-то есть тот самый уникальный продукт (гармония отношений, близость любовь, стабильность). Усложняет ситуацию отсутствие осознанности происходящего. Дискомфорт списывается на какие-то «объективные» обстоятельства. А отсутствие разрядки –удовлетворения на то что надо приложить ещё усилий. Получается достаточно безрадостная картина. Хотя понимание происходящего достаточно важней шаг к достаточно комфортному потреблению. А признание бессилия взять под контроль ситуацию превый шаг к изменениям. Спасибо за потребление, всем кто смог дочитать эту статью до конца.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.