Особенности психотерапии в обществе потребления.

Особенности психотерапии в обществе потребления.
Человек потреблял во все времена и все эпохи ,но именно сейчас это стало основной функцией человека. Вопросы о том хорошо это или плохо я оставлю политикам и служителям культов.
Гораздо важнее обсудить как работает общество потребления, кто же это человек потребитель и какие особенности проблем с которыми потребитель приходит к психотерапевту, (про последнее человек не всегда понимает что проблема в окружающей среде).
Потребитель
Прежде чем говорить о потребители, стоит вспомнить, кто был типичным представителем предыдущей эпохи. Ярким представителем модерна был картезианский субъект, человек который мог о себе сказать я есть я . Именно в угоду этого «я» и жил человек. Это давало установку на достижения. По сути концепция нарциссизма. Именно тогда возникла концепция что личность можно развивать. Важным аспектом такой личности была ее идентичность (гендерная, профессиональная, социальная, политическая и прочее)Казалось, в модерн для человека нет ничего не достижимого. Основные психотерапевтические и духовные практики направлялись на развитие личности. Несмотря на то, что этот человек не построил коммунизм, планетарный рейх, да и проект демократия захлебнулся. Так же наступил кризис и концепции развития личности. Сколько личность не развивай а всё же неврозы, депрессии и суициды не отступают. А переразвитое «я» замыкалось в своем одиноком величии. Возникал вопрос: да престижная работа , высокий соц стаус , богатство, владение удивительными психо техниками, а счастья не было и нет. Самодостаточность из мечты превратилась в кару. Такому «я» «не хватало свободы. Рамки идентичности и величия душили.
С середины 20 го века началась ползущая постмодернистическая революция. Как-то незаметно человек начал меняться, появился потребитель. Который, в классическом понимании и не личность вовсе, а функция от поля. Формула» я есть я» перестаёт работать . Вместо неё «я есть то, что я потребляю», я есть марка моей обуви, телефона, соцгруппа, работа, сексуальный партнер. Это привело к утрате чёткой идентичности например: сегодня я мальчик завтра девочка, сегодня я коммунист завтра анархист. Не идентичность определяла место человека , а наоборот место стало определять человека. Кроме того противоречивые идентичности перестали вызывать диссонанс. В общем в какой-то мере потребитель получил свободу. Но приобретений не бывает без потерь. Если в период до модерна у человека был Бог, у человека модерна было «я» , потребителю же пришлось иметь дела с пустотой внутри себя. Ели сегодня я могу быть одно завтра другое значит , меня и вовсе нет. Потребление подразумевает объектное отношение к миру. В том числе и к другим людям. Это не может не вызывать конфликтов . Ярость и бессилие вызывают «предметы» которыми не удаётся манипулировать .
Из этого выплывают две центральные проблемы потребителя
1.Как справляться с ужасом от пустоты внутри себя
2. Бессилие от потери контроля. Утрата спонтанности
Общество потребления.
Часто можно слышать яростную критику общества потребления. Парадокс в том что эта критика есть таким же продуктом для потребления. По сему не приносит ни облегчения не понимания.
Вульгарное понимание общества потребления сводиться к дорогим часам телефоном. Мы часто не берём во внимание что отношения и информация стали такими же продуктами потребления. Причём потребление сводиться к простому поеданию всего без переработки. Это приводит к блокировке творческого акта. Ведущую роль в обществе потребления играет потребление информации. Ведь мы потребляем информацию из инета , газет, бигбордов, друзей о том как и что потреблять. Как потреблять отношения. Представьте, как это выглядит в семейной психотерапии когда партеры имеют дело не с друг другом а с информацией как должно быть. Парадоксальным образом свобода оборачивается утратой свободы. Потребление не приносит насыщения и гонит к новому продукту от которого тоже толку мало, это. Как отдушина вера в то что где-то есть тот самый уникальный продукт (гармония отношений, близость любовь, стабильность). Усложняет ситуацию отсутствие осознанности происходящего. Дискомфорт списывается на какие-то «объективные» обстоятельства. А отсутствие разрядки –удовлетворения на то что надо приложить ещё усилий.
Получается достаточно безрадостная картина. Хотя понимание происходящего достаточно важней шаг к достаточно комфортному потреблению.
А признание бессилия взять под контроль ситуацию превый шаг к изменениям.
Спасибо за потребление, всем кто смог дочитать эту статью до конца.



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Общество потребления как основа создания незрелой личности
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Человек - существо социальное. Что это значит?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Человек - это то, что всегда стремится к наслаждению.
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Куда катится мир? Картинки общества потребления
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Реклама как двигатель избыточного потребления, или Мнение коровы нас не интересует
  • Как же я смог потерять то, что хранить было, в общем, не сложно?! По рассказу солидного человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь