Красота и психическое здоровье

Психолог Александрович Наталья поговорила с девушками-моделями от 11 до 17 лет и выяснила, как семья и пропаганда эталонов красоты влияют на их отношение к своему телу и к каким психическим расстройствам это приводит.

«Cегодня явно не хватает информации о том,
из-за чего все-таки у людей бывают проблемы с телом»

– Мой интерес к телу начался с наблюдений за собственными телесными реакциями. Когда я была студенткой психологического факультета, то заметила, что в стрессовых ситуациях, например, в период сессии, у меня снижался аппетит, и за три недели я теряла несколько килограммов – все это сказывалось на моем внешнем виде и настроении. В учебном материале были некоторые объяснения такой взаимосвязи, но для моего пытливого ума этого было явно недостаточно. Это мотивировало меня на углубленное изучение вопроса и в последующем переросло в исследовательский и профессиональный интерес.

Большинство работ, которые мне довелось прочитать, описывают клиническую картину проблем с телом, а сегодня явно не хватает информации о том, из-за чего все-таки они появляются у людей, и какое отношение к телу у относительно здоровой части населения. Так появилась идея провести собственное исследование и выявить, как обстоит ситуация с этим у белорусок. В исследовании приняли участие 32 молодые девушки в возрасте от 11 до 17 лет, обучающиеся в одной из минских школ красоты. Выборка небольшая, но уникальная в своем роде: подобные исследования редко встречаются в зарубежных научных изданиях и раньше никогда не проводились в Беларуси. Индустрия красоты в этом отношении – закрытая система, которая не заинтересована в подобных исследованиях. Кроме того, не все родители будущих моделей поддержали проект, а без их письменного согласия любая психологическая работа с участием несовершеннолетних запрещена. Поэтому сразу оговорюсь, что выявленные закономерности научно обоснованы и дополняют имеющуюся информацию по теме, но носят частный характер, то есть не могут быть перенесены на всех представительниц сферы красоты.

Подростковый возраст был выбран неслучайно – это самый уязвимый период в жизни человека. То время, когда происходят глобальные изменения с телом: активный рост, половое созревание, гормональный всплеск – все это опережает психическое развитие подростка и отражается на его восприятии собственного тела, отношении к нему и к своей личности. Влияние культуры, СМИ, социальных сетей, популярность услуг пластических хирургов и отсутствие должной поддержки при такой массивной пропаганде эталонов красоты влияет на негативное отношение к своему телу и может привести подрастающего человека к нестабильной психике, а в будущем – к развитию психического расстройства. И чаще всего это обнаруживается у девушек, чья деятельность напрямую связана с телом, например, как в нашем случае, – у моделей. Или танцовщиц и спортсменок.

Ради справедливости отмечу, что не все люди становятся жертвами подобных условий – есть те, кто вполне доволен своим внешним видом, несмотря на его объективное несоответствие современным эталоном красоты. На вопрос, что делает людей такими восприимчивыми к внешнему влиянию, ответ очевиден – личностные особенности и семейная история. Родители довольно часто вносят вклад в развитие негативного образа тела у ребенка и неосознанно поддерживают в них эту тенденцию, например, через собственные деструктивные модели поведения, критические высказывания в адрес внешности ребенка или жесткий контроль его веса с использованием ограничивающих диет, сравнение их с другими или поддержку перфекционистских черт.

Возможно, результаты исследования и истории девушек смогут помочь многим подросткам и их родителям обратить внимание на проблему и предотвратить развитие психических заболеваний, связанных с негативным образом тела.


Как проводилось исследование

С девушками были проведены индивидуальные интервью, в которых обсуждались причины выбора школы красоты, их отношения с родителями и их отношение к собственной внешности. Еще ученицы заполняли анкеты, которые показали общий уровень удовлетворенности собственным телом, наличие риска пищевых расстройств и перфекционистских черт характера, оценку собственного тела и отношение к отдельным его частям, а еще то, какое тело по их мнению выглядит идеальным. 

Красота и психическое здоровье

На первый взгляд нельзя было заметить, что у девушек есть какие-то проблемы в отношении к своему телу – красивые, ухоженные, улыбчивые и с горящими глазами. Воспитанницы рассказали, как им нравится заниматься дефиле, обучаться основам макияжа, посещать театральные и танцевальные классы. Поделились и своими многочисленными успехами: участием в фотосьемках и показах, в конкурсах красоты и рекламных проектах. Многие из них дополнительно посещают спортивные и творческие секции, учат языки и занимаются с репетиторами. Были среди них и отличницы школы.

Только оставшись один на один, девушки начали раскрываться и рассказали о том, что их по-настоящему беспокоит: неидеальная внешность и комплексы, проблемы в отношении с родителями и сверстниками, тревога за выбор будущей профессии, а у кого-то оказались серьезные проблемы с приемом пищи и весом.


Какие получились результаты

Внешность

Абсолютно все девушки, принявшие участие в исследовании, не удовлетворены собственным телом, при этом степень неудовлетворенности варьируется от низкой до риска развития психического заболевания –навязчивого страха уродства тела (дисморфофобии) и нарушения пищевого поведения (анорексии, булимии).

Части тела, которые чаще не нравятся девушкам в себе:

ягодицы – 75%
зубы – 69%
нос – 63%
живот – 56%
грудь – 56%
лицо – 53%
спина – 53%
 28% девушек попали в группу риска развития патологии пищевого поведения

НИНА
12 лет, 42 кг, 164 см

– Моя мама была положительно настроена по этому поводу, и она первая предложила прийти сюда. Я согласилась. Она сказала: «Здорово! Давай посмотрим!».

Меня в моем теле ничего не устраивает. Ну, иногда устраивает, иногда нет. Мне не нравится моя фигура. Я хочу быть стройнее. Я ни с кем себя не сравниваю, просто хочу понравиться себе. Мне не нравятся мои ноги, они выглядят ужасно. Мама тоже считает, что мне будет хорошо, если я похудею (в глазах у девочки появились слезы). Чтобы быть моделью, я должна похудеть.

Моя мама спрашивает, что мы здесь делаем, как вообще проходят наши занятия, чем мы занимаемся, как мне это помогает. Я рассказываю, а она отвечает: «Здорово! Круто! Какие-то фотосессии будут? Что получается?». Видно, что ей это нравится. Мама делает замечания, когда нужно что-то исправить, улучшить, и я пытаюсь это делать. Потому что иногда я бываю неаккуратной: на столе беспорядок, потому что мне срочно нужно на итальянский идти, а я не убираю. И мама говорит: «Какая ты неаккуратная, быстро все убери! Еще девочка называется».

81% девушек проявили зависимость от мнения других
63% не уверены в себе и имеют комплексы
38% сравнивают себя с другими

Эти цифры указывают на то, что девушки воспитаны в семьях по модели зависимого поведения и склоны ориентироваться на внешнюю оценку.

МАША
14 лет, 45 кг, 175 см

– Кончено, у меня есть какие-то комплексы по фигуре, по внешности. Я, как и любая девушка, считаю свое тело неидеальным, так что просто живу с этим (смеется). Мой лоб. И зубы. Нос большеватый. И уши немножко оттопыренные. А так нормально.

Меня мама больше пытается накормить, чтобы потолстела (смеется). Хотя ем я абсолютно нормально и часто. У меня нет ограничений в еде. Я не люблю с родителями разговаривать про внешность. Может, они между собой обсуждают, но я с ними не обсуждаю. Это неприятно для меня, что ли.

Примерно половина из опрошенных девушек отметили, что им не с кем поговорить о своих проблемах и высказали свои опасения, что родители их не поймут. 

Вес

Только 44% девушек объективно оценили свой вес
У 41% вес соответствует возрастной норме
У 32% недостаточный вес
у 22% – экстремально низкий
у 6% – избыточный

41% хотели бы иметь более худое тело:
среди них 25% девушек c недостаточным и экстремально низким весом
13% – c нормальным весом
и только 3% – с избыточным.

При негативном отношении к телу довольно часто можно наблюдать искажение восприятия образа собственного тела. То есть, например, девушке может казаться, что ее чрезмерное худое тело на самом деле толстое. Или тело с избыточным весом может восприниматься как худое.

ЛИЗА
14 лет, 40 кг, 165 см

– Мои родители говорят, что я худышка. А вот сестра говорит, что я скелет, палочка и многое еще другое.

Когда я не могу доесть, папа всегда говорит, чтобы я доедала. Но когда не влазит, я даже не знаю, что мне делать – я еле доедаю, и потом мне становится плохо. Мне папа даже специальные таблетки дает для кишечника. Но после них я всегда хочу есть – это чтобы хорошее пищеварение было. Я не видела упаковочку, но это нормальные таблетки, потому что они очищают кишечник. Ничего плохого в них нет.

Родители критикуют меня за то, что я слишком ярко одеваюсь. Я помню, как один раз вышла в балетках, сверху была одежда красного цвета, а низ был желтый – они сказали, что я похожа на попугая. Им не нравится, когда я хожу в слишком светлой одежде. Папе, например, не понравится низ, обычно не нравится колготки, юбка. А маме почему-то часто верх не нравится. Меня все критикуют: и мама, и сестра, и папа.

Часто по вечерам мы об одежде спорим: что кому надо купить, какую я на завтра хотела бы надеть одежду. Мы всей семьей идем на шопинг. Папа обычно у нас как вешалка, а мама стилист. На магазин мы затрачиваем примерно полдня, потому что можем столько накупить! Однажды, когда мы слишком много одежды купили, у нас осталось пять рублей на три дня. Мы не знали, что делать.

Отношения с родителями

81% указали, что в их семьях высоко ценят внешнюю привлекательность.

Родители, особенно матери, активно поощряют занятия в школе красоты и действия девушек, направленные на улучшение внешности. Последний показатель – это основной критерий успешности обучения. Девушки указывали на то, что сейчас, то есть после занятий в школе, они наконец-то выглядят «как нормальные люди», и что часто  именно родители указывали им на их телесные недостатки в прошлом. У некоторых родителей проявилась установка на то, что в своем обычном стандартном облике ребенок недостаточно хорош.

НАТАША
12 лет, 36 кг, 154 см

– Мы просто отдыхали в санатории, когда туда приехала директор агентства, взяла нас на фотосессию. Мне мама напористо сказала, что надо, заставила меня. Потому что в то время я ничем не занималась.

Мне не нравится мой живот, спина, зубы и кожа. Когда поем, то бывают пополнения именно внизу живота. Сверху нормально, а вот внизу нет. Я думала сесть на какую-то диету, чтобы он вообще стал плоским.

Мне нравится мамина внешность. Я маме много раз говорила, что я также буду выглядеть в сорок лет. Мне нравится мамины макияжи. А еще я очень люблю, как она одевается, потому что у мамы интересный вкус. Ну и вообще мне нравится ее характер. Мне просто нравится, как она воспитает меня, как всему учит. И что добрая очень. И я вся в нее, наверное (смеется).    

У 44% девушек родители регулируют питание
У 19% родители ограничивают питание
У 31%, наоборот, пытаются больше накормить

Подобное поведение родителей приводит к формированию пищевой зависимости и может стать причиной внутриличностного конфликта у ребенка в будущем.

КАТЯ
11 лет, 45 кг, 164 см

– У меня бывает, что я поем – и даже не важно, съем я что-то или просто попью воды – и мне становится плохо. Когда я поем, чувствую боль или подташнивание. Это случается раз десять в неделю. Думали, что у меня гастрит или аппендицит. Ездили по поликлиникам, и никто ничего не может ни сказать, ни сделать. И УЗИ делали. И никто не знает, почему.

Мне не нравилось в себе многое: и как я выгляжу, и мой вес. Я была замкнута, поэтому мама отправила меня в эту школу. Я больше похожа на папу: нос, лицо, руки, волосы. Мне единственное, что сейчас не нравится – это нос. Он у меня в папу.

ЛЮДА
14 лет, 50 кг, 174 см

– Когда я была маленькая, то грызла ногти, и они все еще остались у меня такими некрасивыми. Я очень комплексую по этому поводу. А так меня все вполне устраивает. Сейчас я начала их отращивать, но это все равно сложно. Потому что они такие ломкие!

Раньше я красилась, а сейчас перестала, потому что я еще довольно красивая. Мама с папой считают, что я всегда красивая. Я тоже маму считаю красивой. И папа у меня красивый – папа у меня все время красивый.

Иногда родители могут назвать меня как-нибудь не очень хорошо, но потом мама может подойти и назвать как-то ласково. Я вчера съела шоколадку и не поделилась (смеется), а они взяли меня и отругали. Сказали, что не так важна была шоколадка, как то, чтобы я подошла и поделилась с ними. Я получаю замечания насчет того, что ресницы, например, накрашу. У меня прыщи выскочили, я замазывала их тональником, она тоже ругалась. И брови я раньше красила, а теперь уже нет.

Моя мама красивая и добрая. Она может поругаться, но потом перестать. Она всегда учтет мое мнение, ну, если конечно я не хочу уехать на Мальдивы, а у нас денег, например, нет – тогда она меня, конечно, отругает.

Мама начала заниматься моими ногтями – она мастер по маникюру. И она говорит, что это не очень красиво, когда мама маникюром занимается, а ее дочка ходит с обгрызенными ногтями. А папа у меня парикмахер. И он тоже говорит: «Папа парикмахер, а дочь никак не может помыть голову». Потому что я ленивая, мне очень лень помыть голову. Но в итоге, когда я понимаю, что она выглядит как кусочек сала и пора бы уже ее помыть – я беру и мою.

 ВИКА
13 лет, 55 кг, 177 см

– Я хотела бы изменить ноги. Не нравятся они мне, кривые. Нет, они классные, но я хотела бы подлиннее. Еще у меня рука кривая немножко, я хочу, чтобы она ровная была. Но меня как-то не волнует это. Хотела бы себе глаза побольше, но меня это тоже не сильно волнует. Мне мои волосы нравятся. Мне нравится моя нижняя губа. Она большая. А верхняя у меня маленькая. 

Я говорю маме, что я классная, а она отвечает: «Ой, ну ты симпатичная, конечно, но не супермодель», «У тебя глаза не сильно большие и немножко маленькая губа». Она может это сказать между прочим, но мама не хочет меня обидеть. Иногда она говорит, что я плохо выгляжу, что у меня ногти кривые, погрызенные какие-то.

Мама у меня хорошая. Она очень меня любит, но мы можем поругаться иногда по мелочам. Я могу с ней вечером долго говорить, мы смотрим фильмы постоянно, и мне это очень нравится. Остальные мамы, как мне кажется, не понимают своих детей.

А еще, когда у нее было мало денег, она на последние отправила меня в Болгарию. Это была лучшая моя поездка. Я очень благодарна за это. Я еще помню, мы ходили в какой-то магазин. Уже ночь была. Мы есть хотели и купили картошку фри. Мы сидели там, на каменных штуках, ели. Классно было!

У 75% девушек родители интересуются и поощряют занятия в школе красоты.
Матери делают это чаще, чем отцы.
В 44% случаях матери сами предложили дочерям начать такое обучение.
31% девушек обучались в модельных агентствах с раннего возраста.
38% никогда не говорят о внешности со своими родителями.

Девушки также рассказали о том, что матери часто обращаются к ним за советом по поводу внешнего вида, спрашивают, что надеть или обращаются с вопросом, как они выглядят. На это указали 56%.

ДАША
13 лет, 50 кг, 171 см

– Я в детстве никуда не хотела ходить. И я маме благодарна, что она меня сюда привела: я сейчас не просто по улицам где-то хожу, есть чем заняться.

Ну, просто я объелась немножко (смеется, смущается). У меня маленькая сила воли. Я не могу себя удержать. Могу объестся на ночь. Чаще всего мама контролирует, чтобы я не поправилась. То есть она боится, что я буду такой же, как она. Она просто в детстве была полная, и сейчас тоже. Ну я ей очень благодарна за то, что она меня контролирует, потому что сама я ни за что бы не делала этого.   

Мама очень рада тому, что я хожу в школу красоты. Она везде со мной на показах, на занятия часто приезжает. Мне нравится, что мама интересуется. Иногда мама меня ругает, если я плохо перед камерой работаю. А комплименты делает, когда я хорошо хожу по подиуму или максимально отдаюсь на занятиях. 

Мама очень добрая. Я рада, что у меня такая мама, потому что у моих друзей мамы не особо интересуются их жизнью: просто привет и пока. Мама со мной везде. Поэтому я ей за это очень благодарна. Интересуется тем же, чем и я. Везде со мной ездит. Заботиться обо мне очень. А ругает меня только по делу. 

– Очень показательно, что родители в качестве одобряющих и поддерживающих слов в адрес своих дочерей основной акцент делают на внешность и высказываются оценочно, – говорит Наталья. – «Красивая» – в 94% случаев, «Молодец/Хорошая» – 31%, «Умница» – 19% случаев. То есть в семьях у девушек нет поддержки их личностным чертам и душевным качествам. Кроме того девушки постоянно сравнивают свое поведение с поведением родителей и стремятся его копировать. Здесь особо следует обратить внимание на деструктивные модели поведения – избыточное использование диет матерью, чрезмерная озабоченность внешним видом и демонстративное недовольство собственной внешностью у матери.

НАСТЯ
14 лет, 47 кг, 168 см

– Раньше я очень-очень сильно комплексовала из-за своего роста. Потому что в основном все мои подруги и друзья ниже меня. И вообще мне многие говорили, что мне надо пойти в модельное. Ну, во-первых, мама всегда говорит, что я очень красивая девочка, но сама я так не считаю (смеется). Потому что мне не нравится моя внешность: очень проблемная кожа, я вообще стараюсь избавиться от этих прыщей, черных точек. Мне кажется, что у меня такой нос большой (смеется). В принципе, если бы у меня была чистая кожа, просто красивая и чистая, то я была бы довольна.

У меня вообще очень негативное отношения к некрасивым бровям и рукам, к тому, что человек может в себе изменить. Если у человека кожа проблемная,то у меня нет к этому негативного отношения, потому что я понимаю, что человек старается это исправить, но не может. Но вот руки! Можно же ухаживать за руками!


Что делать родителям?

– Во-первых, сразу хочу оговориться, что многое из того, что описано в диалогах с девушками об их внешности – возрастная норма, и не стоит паниковать, если вы обнаружили сходство с кем-то из героев или наблюдаете что-то подобное у своего подрастающего ребенка. Молодому человеку нужно адаптироваться и присмотреться к своему взрослеющему телу и новому образу. Низкий вес или его небольшой избыток – тоже не повод для беспокойства в этой возрастной группе – при условии, что нет вопросов с питанием и отсутствуют острые переживания, связанных с попытками что-то корректировать. Со временем все нормализуется.

Волноваться стоит в том случае, когда есть чрезмерная озабоченность вопросом, то есть навязчивое желание что-то исправить или улучшить в себе, или есть проблема с приемом пищи. Например, используются диеты, изнуряющие тренировки или процедуры по коррекции внешности. Отсутствует аппетит или есть приступы обжорства, которые могут сопровождается виной и осуждающим внутренним монологом, тошнотой или искусственными попытками вызвать рвоту после приема пищи. Избегание зеркал или, наоборот, слишком частое и долгое нахождение перед ним (похожая ситуация и с фотографированием), использование интенсивного и яркого макияжа в повседневной жизни или ношение нелепой одежды с целью скрыть кажущиеся недостатки, а также неряшливость или безразличие к своей внешности – все это также может указывать на проблемы. В таких случаях точно стоит обратиться за поддержкой к специалисту.

Во-вторых, неудовлетворенность собственным телом часто отражает внутреннюю проблему и говорит о личностных проблемах. На это и стоит обратить внимание в первую очередь. Чего не хватает или, может, чего-то чрезмерно много в семье для вашего подрастающего ребенка – спросите об этом у самого подростка и будьте готовы принять то, что услышите. Без раздражения, осуждений и оценок. Доверительная беседа, забота, искренний интерес к нему, уважение его личностных и физических границ, поддержка «отдельности» и уникальности, а также принятие его таким, какой он есть – все это основы для развития здоровой и счастливой личности. А если что-то не получается, не торопить отправлять ребенка к специалисту. Обратитесь сами. Часто именно поведение родителей в отношениях с подростками формируют внутреннюю проблему у младшего поколения.



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • Мама, посмотри на меня! Мама, не смотри на меня!
  • Прости меня мама, за то, что я есть.
  • Мама,у меня есть права...
  • Я жду, когда в меня поверит мама
  • Я хочу, чтобы мама меня обняла
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • «Да какое тебе дело до меня?! Оставь меня, меня не исправить!» Случай из практики
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Мама, папа! Полюбите меня..
  • Потому что у меня есть опора…
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Если у меня нет тебя, то и меня тоже нет...
  • Моя мама не хочет меня, но я хочу жить.
  • Я съем свою маму или мама съест меня? Психоанализ нарушений пищевого поведения.
  • У меня маленькая грудь, поэтому мужчины не обращают на меня внимания...
  • Хочу, чтобы муж меня любил. Как его заставить меня полюбить.
  • Ты не зря меня родила, мама! А если зря?
  • Если мама меня не любила..
  • Папа и дочь. Я хочу понравится своему папе, чтобы он меня полюбил.
  • Услышь меня, пойми меня, прими меня! Свидание за школьной партой
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Как сохранить нормальные отношения
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • «Мне нравится учиться. Я могу. У меня все получается…, или получится…»
  • Мама,обрати внимание на меня!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь